Новости

16.06.2014 09:03
Рубрика: Культура

Воронежцы полакомились "Устрицей"

Текст: Татьяна Ткачева (Воронеж)
Фантазийный балет "Устрица" труппы Инбаль Пинто и Авшалома Поллака, за минувшие 15 лет полюбившийся публике разных стран, впервые показали в России на IV Платоновском фестивале. Спектакль также стал частью дней израильской культуры в Воронеже.

"Устрица" - калейдоскоп эксцентрических номеров: набеленные лица, всклокоченные парики, пластика оживших игрушек, гротеск и абсурд. Пародия на цирк с его уродами, нехитрыми фокусами, дрессированными собачками, ряжеными гимнастками на тросах и рыжим клоуном, который в душе вообще-то Черный лебедь. Пародия на балет, превращенный в балаган неудачников, где в норме толстые ляжки и прочие телесные несуразицы (вроде аномально длинной руки, сутулой спины и старческого тремора), где картинно заламывают руки и роняют партнершу. Пародия даже на оперные страсти! И чистое веселье, конечно, детское упоение игрой. Многие образы в "Устрице" не расшифровываются, многие выглядят вторичными по отношению к находкам "Лицедеев" и мультфильмам Тима Бертона, но все они безусловно обаятельны.

Название спектакля - The Oyster - родилось случайно. Начав очередной проект, Пинто и Поллак не спешат задавать себе границы, считая, что творческий процесс должен идти естественным путем, без оглядки на какую бы то ни было концепцию.

- И вот однажды на гастролях в Великобритании мы с Инбаль зашли в книжный магазин и стали листать один красочный сборник, автор которого еще и фильмы отличные снимает. Нам очень понравились иллюстрации… Не буду называть имен, чтобы не влиять на ваше восприятие, тем более что мы просто воспользовались словом "устрица" (oyster), которое мелькнуло в той книжке. Скрытых подтекстов искать не стоит - нас привлекла форма, звучание, вкус слова… - рассказал Авшалом Поллак. - Способов подстегнуть фантазию у режиссера много, впечатления копятся постоянно. Но вообще все наши работы - результат того, что мы собой представляем. Хоть ты сиди взаперти! Мы создаем не просто спектакли, а отдельные миры.

Отметим все же - не в качестве подсказки, просто для любопытных - что упомянутой книжкой была, очевидно, "Унылая смерть мальчика-устрицы и другие истории" Бертона (The Melancholy Death of the Oyster Boy), где собраны "детские" стишки и зарисовки, пронизанные характерным для режиссера черным юмором. В одной истории, в частности, фигурирует мальчик с головой устрицы ("дефектный младенец, аномальный урод и омега и альфа, корень всех зол"), который становится обузой для родителей из-за своей внешности. В финале папаша съедает его по совету врача.

Танцевальный ансамбль Инбаль Пинто и Авшалома Поллака считается одним из наиболее интересных израильских коллективов (в своем жанре). С 1992 года эта труппа выдала немало ярких постановок, получивших признание публики и критики не только внутри страны, но и далеко за ее пределами. Инбаль Пинто - воспитанница балетной труппы "Батшева Данс Компани", уже знакомой воронежцам по спектаклю "Deca Dance" (хореограф Охад Наарин). Его привозили год назад на Платоновский фестиваль в сотрудничестве с Чеховским. Авшалом Поллак - театральный актер и режиссер. Оба постановщика были удостоены нью-йоркской премии "Bessie" в области танца и исполнительского искусства, премии минкультуры Израиля, а также ряда других профессиональных наград. Их труппа финансируется из бюджета и "квартирует" на главной площадке израильского балета - в Центре Сюзан Далаль в Тель-Авиве, который является самой популярной у туристов достопримечательностью города.

Танец как сценическое искусство в Израиле немногим старше самого государства. На бытовом уровне он, конечно, существовал исстари, как выражение радости. Плясали по праздникам - общинным, религиозным, семейным и национальным. К балетному же искусству правоверные евреи относились и относятся с предубеждением. Однако с 1920-х годов на историческую родину стали приезжать танцоры и преподаватели из России, США, Англии, Франции и других стран, и благодаря репатриантам в Израиле восприняли достижения различных школ классического танца. Есть и свои особенности, конечно. Например, израильские танцоры явно не блюдут "балетную" фигуру, зато часто проявляют бурный восточный темперамент.

- Своеобразие каждого спектакля складывается из многих элементов, и трудно сказать, что именно характеризует нашу национальную школу танца. Пожалуй, нет единого источника, который задавал бы вектор развития. У нас есть и классический балет, и contemporary dance, и куча разных промежуточных стилей. Думаю, художнику необязательно опираться на что-то одно. Израиль - молодая страна, ее культурная традиция еще не сложилась, и те, кто занимается искусством (в частности, хореографией), создают все с нуля, - считает Авшалом Поллак. - У нас есть некие курсы, методики обучения современному танцу, но в целом образование, как и в России, имеет академическую направленность. Мы с Инбаль Пинто стараемся избегать какой бы то ни было системы, не останавливаемся на том, что однажды принесло успех. Может быть, временами и возвращаемся к пройденному, но вообще наши танцоры каждый день сами выбирают, чем им заняться: можно пойти в класс балета, контактной импровизации, йоги, стиля гага и так далее. Главное - ребята должны быть очень гибкими, чтобы владеть разными стилями.

Прямая речь

Яффа Оливитски, атташе по культуре посольства Израиля в России:

- От многих уважаемых мною людей в Москве я слышала, что Платоновский фестиваль в Воронеже - аналог известного Зальцбургского, только в Восточной Европе. Рада, что мы сотрудничаем. Если в столицу бывает непросто привезти лучшие образцы нашей культуры, то здесь это удается, у нас полное взаимопонимание с областными властями и дирекцией. И люди открыты ко всему новому, готовы разбираться в том, что им может показаться странным или авангардным. Надеюсь, что именно Платоновский фестиваль станет своего рода "воротами" для проникновения в Россию израильской современной хореографии, заслужившей признание в других странах мира.

Не стану скромничать, мы - настоящая империя современного танца, благодаря иммигрантам вобравшая достижения разных стилей и направлений. В последние годы нас начали замечать и в РФ - один из танцевальных коллективов получил "Золотую маску", недавно три наших труппы съездили на гастроли в Красноярск, в Новосибирске были мастер-классы… Особенно радостно показать у вас "Устрицу" - я обожаю этот спектакль, в Воронеже смотрела его в 12-й раз!

Помимо этого спектакля здесь будет еще одна российская премьера - выступление трио пианиста Омера Кляйна на фестивале "Усадьба. Jazz" 28 июня. Кроме того, в рамках Дней израильской культуры в Воронеже в "Спартаке" покажут четыре свежих фильма наших земляков. Кинофестивали мы проводим и в других городах - в Москве 13 лет, в Новосибирске и Санкт-Петербурге - девять, и обычно программа везде одинаковая. Но для "пилота" в Воронеже мы изменили фильм открытия - вместо триллера (лучший фильм года по версии Квентина Тарантино, председателя жюри фестиваля в Пусане) им станет картина "Заполнить пустоту" Рамы Бурштейн, получившая приз Венецианского фестиваля за лучшую женскую роль.

Культура Театр Драматический театр Филиалы РГ Центральная Россия ЦФО Воронежская область Воронеж Платоновский фестиваль искусств
Добавьте RG.RU 
в избранные источники