16.06.2014 17:30
    Поделиться

    С пантеона Славы на Мамаевом кургане сняли крышу

    Директор музея-заповедника "Сталинградская битва" Алексей Васин на "Деловом завтраке" ответил на вопросы "РГ" и рассказал, что именно будет реконструировано на Мамаевом кургане, почему позолота уместна для здания музея-панорамы, но не для главного монумента, и как привлечь современную публику в музей.

    Современной публике - современные технологии

    Алексей Викторович, на фестивале "Интермузей-2014" музей-заповедник стал финалистом в двух номинациях. С чем ездили и с чем приехали?

    Алексей Васин: Ездили со своей выставкой и со своими проектами, приехали с признанием. Выйсти в финал сразу в двух номинациях - это успех. Проект "Музей - территория Российского военно-исторического общества" участвовал в конкурсе "Музей - региональный центр притяжения", а проект "Панорама в панораме жизни" - в номинации "Музей в информационном пространстве". В этом году у "Интермузея" была необычная и сложная тематика: "Музейные технологии и оборудование. Техномузей", посвященная использованию в музейном деле современных технологий.

    Есть музеи, давно уже превратившиеся в медиа-центры, например, Московский кремль или Эрмитаж. А есть такие, где компьютер появился лишь несколько дней назад, и то в бухгалтерии. На выставке нашими соседями был музей-заповедник Шолохова из Вешенской. Как сказал его директор, внук писателя Александр Шолохов, "вы тут про высокие технологии, а мне коней ковать надо". То есть музеи разные бывают по своим задачам. И у каждого музея - своя "экология".

    В плане мультимедийных технологий, по сравнению с музеями изобразительного искусства, например, мы в более выгодном положении: согласитесь, что увидеть Родину-мать на мониторе - совсем не то же самое, что оказаться у ее подножия. На фестивале же сразу было видно, кто давно уже оседлал современные технологии, а кто только присматривается к ним. Мы в этом смысле оказались абсолютно готовы - у нас уже давно есть и виртуальные туры, и QR-коды, и электронные гиды. Музейная отрасль резко шагнула вперед, мы избавились от запаха нафталина в залах, получили другие ресурсные возможности достучаться до посетителя.

    Сегодняшний посетитель музея - кто он? И что он ищет в музее?

    Алексей Васин: В основном это молодежь - школьники, студенты, а также люди среднего возраста с детьми. При этом наш план на этот год - два миллиона 150 тысяч человек. Неплохо для нашего времени. Если вспомнить СССР, то работа по привлечению посетителей велась системно. Волгоград был одним из туристических центров. Ежегодно сюда приезжали четыре миллиона человек - теплоходами, автобусами и целыми железнодорожными составами, для таких поездов даже специально турвокзал построили. Потом был колоссальный провал. Руководитель Мамаева кургана Владимир Берлов с горечью рассказывал мне, как испытывал ужас, что 9 Мая по Мамаеву кургану прогуливались лишь отдельные парочки. Но сейчас интерес к Волгограду как к центру патриотического туризма, а вместе с ним и к музею, возрастает. Но есть и сложности: например, организовать поездку иногородних школьников в Волгоград, даже в пределах региона, - целая проблема, это ведь нужен транспорт, меры безопасности, сопровождение полиции.

    Каждый волгоградец бывал в музее-панораме хотя бы раз в жизни, но что смотреть там второй раз?

    Алексей Васин: Вот для того и нужно предлагать современный, интересный внутримузейный продукт, для того и нужны мультимедийные проекты, чтобы привлечь посетителя и второй раз, и третий. "Музыкальная гостиная", набор хороших выставок, интерактивные программы. Та же "Панорама в панораме жизни" - детям это интересно. Вообще среднестатистический волгоградец бывает в музее три раза в год. На 9 Мая и на 2 февраля - это дань традиции, не придти к нам вроде как неприлично. Еще раз - обязательно вместе с гостями своей семьи из других городов. В последнее время еще одна "точка притяжения" появилась - это "Ночь в музее", в этом году "Ночью..." у нас посетителей было даже больше, чем на День Победы.

    Кроме того, это такая взаимозависимость: улучшение финансового самочувствия музея зависит от посетителей, так как люди дают музею средства, чтобы развиваться и пополнять коллекции. А новое в музее позволяет привлекать посетителей. Нам удалось раскрутить этот маховик, но увлекаясь техническими новинками и технологиями, важно не забывать о главном - об экспонатах. Ведь современные технологии быстро устаревают. Электронные "игрушки", которыми мы гордимся сегодня, недолговечны, а сердце музея - это его коллекции. И в этом плане музей-заповедник располагает уникальными экспонатами. Причем они у нас не в запасниках хранятся, а выставлены в витринах. И чувство просто космической гордости распирает, когда перед ними охают московские эксперты.

    Экспонаты со дна реки

    Пополняются ли сегодня фонды музея-заповедника?

    Алексей Васин: Да, и очень активно. Вот недавно мы за свои собственные средства мы приобрели коллекцию художника Муляра - он всю жизнь писал любимый город. Часть работ купили, часть - подарили его наследники.

    Насколько вообще коллекция живописи "вписывается" в концепцию музея-панорамы?

    Алексей Васин: Самые лучшие решения всегда - нестандартные. Не забывайте также, что заповедник - музей многовекторный. К тому же, мы уже имели опыт работы с изобразительным искусством, когда делали выставку "Сталинград глазами художника". Решение, ее концепция родилась мгновенно, как только я увидел пустующие площади и пустые стены помещений музея "Память" в подвале центрального универмага, когда нам его передали. Причем, не без опасений, мы включили в экспозицию работы не только советских фронтовиков, но и немцев.

    Память о войне заложена в нас уже генетически, но музей - это не только память, это еще и история. И нам пора уже уходить от штампов и показывать, кого именно мы победили. В этом смысле красноречива история с танком у панорамы. Поисковики подняли и привезли его к нам буквально за два дня до 2 февраля, приводить его в порядок уже не было времени. Но когда я увидел, что в праздник его завалили цветами, да так, что танка под ними практически не было видно, понял, что восстанавливать его нельзя, потому что вот оно - настоящее, не бутафорское свидетельство войны. На постаменте мы выгравировали слова Константина Симонова: "Да, нам далась победа нелегко. Да, враг был храбр. Тем больше наша слава," - и все сразу обрело свой смысл.

    Как строится сейчас ваша работа с поисковиками?

    Алексей Васин: Очень плодотворно. Российское военно-историческое общество создало великолепную платформу для сотрудничества с поисковыми организациями. В ближайшее время надеемся поднять из реки в Калачевском районе редкую модификацию танка Т-34-76. Танки из экспозиции, которые мы используем в реконструкциях, на самом деле 1946 года выпуска, то есть послевоенные, а тот - "ветеран", настоящий участник боевых действий. Клуб "Виктория" передал нам коллекцию наград. Вслед за поисковиками потянулись и обычные люди. Например, недавно мы приобрели коллекцию холодного оружия XIX века в Волжском. Беспрецедентная акция была, когда волгоградский журналист Николай Смуров передал музею шефское знамя 47-й танковой бригады, сформированной в 1942 году из жителей Сталинграда и в том же году погибшей в боях за город на Волге. Знамя специально выкупили у частного коллекционера за рубежом - на моей памяти такого еще было. Стало престижно передать артефакты в музей.

    А военная техника? Эту коллекцию вы планируете расширять?

    Алексей Васин: Да, сейчас пошла очень хорошая динамика. Активно идет поисковая работа в реках, мы привлекли к ней специалистов МГУ с высокоточным оборудованием, нанесли на карту точки, где есть предметы и техника. Помогают нам и дайверы, которые вступили в Российское военно-историческое общество. Мы в свою очередь выступили одними из организаторов дайверского фестиваля "Сталинградский конвой". Кроме того, мы собираемся вернуть в Волгоград и нашу коллекцию военной техники вермахта, которая сейчас экспонируется на Поклонной горе в Москве.

    Экспозиция военной техники занимает довольно большую площадь - где вы собираетесь ее размещать? Ведь говорили, что площадка на Мамаевом кургане, на которой она находится сейчас, временная?

    Алексей Васин: Есть несколько мнений на этот счет. Я бы хотел отреставрировать террасу набережной ниже музея-панорамы, где сейчас находится заброшенный фонтан, и создать там экспозицию "Слава советского оружия". Сейчас этот проект находится в разработке, должен быть завершен к октябрю. Но глава региона Андрей Бочаров предложил сделать постоянную экспозицию на Мамаевом кургане, и я задумался. К тому же, буквально на днях архитектурно-проектная группа принесла мне проект создания на Мамаевом кургане центра патриотического воспитания, ядро которого - большая купольная конструкция с экспозицией военной техники. Но в любом случае свое слово должны сказать эксперты.

    Сейчас панорама похожа на доменную печь

    На Мамаевом кургане начался масштабный ремонт. Что именно там будет сделано?

    Алексей Васин: Обновим и углубим прямоугольный бассейн "Озера слез". Реконструируем зал Воинской славы. Конечно, сейчас, летом, когда на кургане много посетителей, постараемся как можно дольше его не закрывать. Там много внутренних помещений, пока работы ведутся в них. А также на кровле - ее уже полностью демонтировали. Крыша была выполнена с нарушениями, текла, от этого страдала мозаика на стенах. Ее тоже нужно будет подлечить, и для реставрации мозаичного покрытия зал придется закрыть. Реконструкция коснется практически всех объектов комплекса. Хорошо, что в Министерстве культуры приняли такое решение - привести в порядок Мамаев курган к 70-летию Победы, так как обычно после знаменательных дат сложнее выделяются деньги. К тому же, как правило, приоритет всегда отдавался главному монументу. Но на этот раз мы пока трогать его не будем.

    Почему?

    Алексей Васин: Решили, что Родина-мать не должна встретить 70-летие Победы в строительных лесах. Сейчас мы пока займемся ее "внутренним" здоровьем - необходимо заменить стягивающие ее внутри стальные канаты. Реставрацию внешнего облика проведем уже после юбилея Победы. А пока готовятся проекты по укреплению внешнего слоя, и здесь много вариантов. Причем предлагают их не Хлестаковы, а специалисты с мировыми именами.

    Позолотой покрывать не будете?

    Алексей Васин: Вопреки слухам - нет, не будем. Эти слова, что скульптуру Родины-матери надо покрыть позолотой, в шутку сказал народный художник России Александр Шилов. А в основе шутки - известное высказывание Вучетича о том, что пройдут годы, и благодарные потомки позолотят статую Родины-матери. Что имел в виду сам Вучетич: золото в буквальном смысле слова или золото душевного восприятия - кто знает? Если серьезно, то поверхность монумента можно оставить бетонной либо покрыть современными защитными полимерными составами. Но это уж пусть решают специалисты. Главное, чтобы не нарушилось визуальное восприятие памятника. На мой взгляд, не надо ничего выдумывать -  нам надо только поддерживать Родину-мать в надлежащем состоянии, бережно к ней относиться и следить за ее "здоровьем". В целом эта полувековая дама чувствует себя очень неплохо. Все остальное - спекуляции на ее имени.

    А здание музея-панорамы будете реставрировать?

    Алексей Васин: Да, и вот здесь как раз позолота уместна. Я серьезно подумываю о том, чтобы надеть на панораму золотой "венец" и вернуть эмблемы родов войск, которые изначально были на ней. Они были выполнены из прессованной древесины и очень быстро пришли в негодность. Но здесь есть сложности: к сожалению, мы не можем найти в архивах исходников этих эмблем, не сохранилось ни эскизов, ни даже фотографий. Те снимки, которые есть, сделаны издалека и расплывчаты. А делать "свои" эскизы - рискованно, общественность может воспринять болезненно. Однако прежде мы "переоденем" здание в белый мрамор (сейчас оно облицовано ракушечником) и снимем вопрос его вечной чистки, нанесения гидрофобных слоев. Но золотой "венец" и эмблемы нужны, а то сейчас панорама, как сказал Александр Шилов, похожа на доменную печь. Конечно, обидно слышать такое, но внутренне я с ним согласен.

    Поделиться