15.06.2014 23:47
    Поделиться

    Новак: Энергетическая отрасль нуждается в международном регулировании

    В существующей архитектуре глобальной энергетики постоянно возникают проблемы, решить которые с помощью действующих механизмов мы не можем. Среди этих проблем - защита инвестиций в крупные инфраструктурные проекты в энергетике; снижение волатильности энергорынков; обеспечение стабильности поставок и безопасности транзита; оптимизация и согласование энергетической инфраструктуры.

    Кроме того необходимо разработать подходы к решению водно-энергетических и экологических проблем, связанных с энергетикой, а также оптимизацию энергетического баланса на основе системного подхода и ряд других вопросов.

    Наличие сложных проблем в мировой энергетике требует новых решительных действий в интересах безопасного и устойчивого развития энергетического сектора. Но на глобальном уровне отсутствуют юридически обязывающие инструменты, которые могли бы гарантировать стабильность поставок и транзита для всех участников рынка. Отсутствуют эффективные механизмы международной помощи при крупных авариях на энергообъектах и объектах энергетической инфраструктуры.

    Есть и другие проблемы, требующие решений на международном уровне. Так, отсутствие глобального видения проблемы устойчивого энергетического развития и стихийные механизмы энергетических рынков (они сейчас отличаются высокой волатильностью) мешают достижению международных согласованных целей по противодействию изменениям климата. Вопросы комплексной взаимосвязи энергетики и рационального управления водными ресурсами также системно не рассматриваются.

    В то же время спекулятивные манипуляции с прогнозами и статистикой способствуют образованию финансовых пузырей на энергорынках и дестабилизируют мировую экономику. Даже в условиях посткризисного нестабильного развития основное внимание уделяется финансовому, а не реальному сектору экономики.

    Роль энергетики в достижении устойчивого экономического и социального развития до последнего времени недооценивалась. Как следствие, в международной институциональной архитектуре сегодня нет организации, ответственной за международное сотрудничество в энергетике. Этой организации целесообразно соответствовать следующим важнейшим критериям: быть межправительственной по статусу; универсальной с точки зрения охвата всех секторов энергетики и всей цепочки от производства энергоресурсов и до конечного потребителя.

    Существующие узкоспециализированные организации, часть из которых - неправительственные, не являются универсальными по географическому охвату и не представляют интересов всех игроков энергетического рынка.

    Международный энергетический форум (МЭФ) сегодня также не соответствует перечисленным критериям.

    Разработка и подписание глобального договора или иного инструмента, предусматривающего исполнительные механизмы типа органа по разрешению споров в рамках ВТО, может существенно повысить глобальную энергетическую безопасность. В том числе уменьшить риски от вооруженных конфликтов.

    Обсуждение энергетической тематики на международном уровне в последние годы по большей части концентрировалось на вопросах, связанных с непосредственным формированием предложения и спроса (с производством и потреблением), а также с организацией эффективного и устойчивого функционирования рынков первичных энергоресурсов. Проблема инфраструктурных ограничений, прежде всего связанных с передачей и распределением конечной энергии, преобразованной в электричество, только начинает привлекать внимание мирового сообщества.

    Мы связываем дальнейшие возможности в области развития энергетической инфраструктуры для поддержания энергетической безопасности с координацией планов по ее развитию, увеличением гибкости и оптимизацией инвестиций. Такой подход позволит смягчить последствия накопленного хронического недофинансирования энергетики и стимулировать глобальный экономический рост.

    Напомню, еще в сентябре 2011 года генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун выступил с инициативой "Устойчивая энергетика для всех" ("SE4All"). Это стало импульсом к серьезному сдвигу в восприятии роли энергетики и переосмыслении задач международного энергетического сотрудничества в целом. Тогда же стало очевидным, что на международном уровне отсутствуют институты, способные справиться с поставленными в рамках этой инициативы задачами.

    Сегодня она опирается на широкую поддержку международного сообщества - ее поддерживают все развитые страны и добровольными участниками стали более 60 развивающихся государств. Что нашло отражение в решении Генеральной Ассамблеи ООН 67/215 об объявлении десятилетия 2014-2024 гг. "Десятилетием устойчивой энергетики для всех".

    Частично сформирована необходимая институциональная структура по реализации инициативы "Устойчивая энергетика для всех". Но она не выглядит адекватной поставленным целям и, очевидно, будет изменяться и дополняться.

    Что касается МЭФ, это относительно молодая организация, которая является в первую очередь площадкой для дискуссий и консультаций. И это очень важная миссия. МЭФ мог бы стать той организацией, которая помогает найти взвешенный и сбалансированный подход к решению актуальных проблем, площадкой для обмена информацией (в этой связи, мы приветствуем запуск проекта JODI-GAS). Очень важно, чтобы МЭФ мог стать форумом для максимально открытого, неполитизированного (насколько это вообще возможно) обсуждения наиболее актуальных вопросов и идентификации новых проблем.

    Считаю критически важным создать площадку, на которой могут звучать и непопулярные мнения. Мировое информационное пространство сегодня монополизировано, и это проблема не только политических партий: это проблема всех без исключения специалистов.

    В частности, почему, например, мы так много внимания уделяем вопросам выбросов СО2? Выбросы в атмосферу при крупном извержении вулкана в сотни и тысячи раз превышают влияние нынешних уровней СО2 на климат. Может, нам лучше бороться с опустыниванием (болота являются поглотителями СО2) или увеличивать долю лесов - она в мире сокращается?

    Выбросы автомобильного транспорта в мегаполисах в значительной степени определяют качество атмосферного воздуха, причем выбросы идут по широкому перечню загрязнителей, включая тяжелые металлы. Эти выбросы концентрируются в слое до 1 м от поверхности земли, то есть страдают в первую очередь маленькие дети до 5 лет. Но мы не уделяем этому вопросу столь значительного внимания.

    Может быть, более уместно ставить вопрос относительно снижения антропогенной нагрузки в целом, классифицировать основные угрозы, ранжировать факторы риска? Мы помним "массовую истерию" относительно вреда использования фреонов для озонового слоя, которая исчезла так же резко, как и возникла. Почему мы в значительно меньшей степени обсуждаем проблему выбросов при сжигании угля, ведь они гораздо опаснее для человека?

    Почему, когда мы говорим о стабильности поставок, мы имеем в виду в первую очередь экспортеров энергоресурсов? Ведь стабильность поставок - это и ответственность покупателя в том числе. Мы все стали свидетелями того, как в результате "сланцевой революции" цены на газ на европейском спотовом рынке упали ниже себестоимости его производства. Такая ситуация влечет целый комплекс проблем: растущие риски производителей в конечном счете повышают, а не снижают цены на ресурсы, так как замораживается реализация добычных и инфраструктурных проектов.

    Можно упомянуть также проблему разработки систем классификации энергоресурсов и форм статистических данных в целях международных сопоставлений. Словом, перечень проблем очень большой. Предлагаю начать движение к формированию на базе МЭФ действительно глобальной энергетической площадки, способной формулировать авторитетные рекомендации по самым сложным вопросам международного энергетического взаимодействия

    досье

    1971 Родился в г. Авдеевка Донецкой области Украинской ССР.

    1993 Окончил Норильский индустриальный институт по специальности "экономика и управление в металлургии".

    1988-2000 Работал на Норильском горно-металлургическом комбинате им. А.П. Завенягина. Прошел путь от аппаратчика-гидрометаллурга 1 разряда до заместителя директора по персоналу - начальника управления Заполярного филиала Норильской горной компании.

    2000-2002 Заместитель главы г. Норильска по финансово-экономическим вопросам, первый заместитель главы г. Норильска.

    2002-2008 В администрации Красноярского края: заместитель губернатора - начальник Главного финансового управления, первый заместитель губернатора, первый заместитель губернатора - председатель правительства.

    Сентябрь 2008 Назначен заместителем министра финансов Российской Федерации.

    21 мая 2012 Назначен министром энергетики Российской Федерации.

    Поделиться