Антон Воропаев, генеральный директор Института системного мониторинга
Стоит ли повышать налог на экспорт нефти? Эффективно ли начинать разработку того или иного месторождения? Стоит ли, в конце концов, изменить тариф на передачу электроэнергии? Требуется ли смена "электрической модели" рынка? Нужно ли построить еще один нефтеперерабатывающий завод? На эти и другие вопросы должна ответить создаваемая под эгидой Минэнерго России единая государственная информационная система топливно-энергетического комплекса (ГИС ТЭК).
Развитию ТЭК в РФ традиционно уделяется особое внимание. В то же время единая информационная система, где собраны и описаны данные о всей инфраструктуре ТЭК, в нашей стране еще не создана. Система могла бы позволить разработать модели управления, регулирования отрасли и как следствие - дать объективные ответы на многие вопросы.
Таких вопросов в работе государственных ведомств и бизнес-структур очень много, и на них нужно уметь отвечать. Важно понимать, что будет через 20, 30, 40 лет с учетом нынешней ситуации: каким образом изменится спрос на наши энергоресурсы? Их экспортный потенциал? Как с учетом внешних и внутренних факторов будет развиваться энергосистема?
Ответ на этот вопрос (причем не качественный, а количественный) должна давать некая совокупность моделей, построенная в рамках ГИС ТЭК. Система представляет собой совокупность баз данных и инструментов работы с ними. Назначение ее - обеспечить информационно-аналитическую поддержку управления топливно-энергетическим комплексом со стороны государства и дать возможность бизнес-структурам отрасли работать более эффективно. Важно отметить, что учитываться должны не только тактические цели, но и стратегические направления развития.
В состав ГИС ТЭК могут входить разнообразные данные, характеризующие параметры и элементы энергетического комплекса: генераторы электроэнергии, распределительные сети, их технические свойства, котельные трубы, тепловые пункты, запасы, добычу, транспортировку и переработку нефти и газа и т.д.
Необходимость разработки такой системы прописана в законе N 382-ФЗ "О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса", который регулирует сбор, обработку, хранение, обеспечение доступа, предоставления и распространения информации, включенной в ГИС ТЭК. Закон был подписан в конце 2011 г. Позже, в апреле 2013 г., премьер Дмитрий Медведев утвердил более детальное постановление о работе ГИС.
В РФ уже есть успешный опыт создания государственных и частных информационных систем и моделей. К примеру, в ФСТ России применяются модели оптимизации прогнозного баланса, а в РАО ЭС Востока - модель долгосрочного стратегического планирования. Модели тарифного регулирования и прогнозирования используются региональными органами исполнительной власти в 75 субъектах РФ. Однако единой модели, которая бы описывала не только отдельные фрагменты ТЭК, но и связи между ними (то, как повлияет открытие месторождения газа, например, на внутренний спрос на уголь), в России нет.
Сейчас большая часть решений, которые принимаются органами исполнительной власти, не построена на достаточно подробных математических моделях описания действительности. Что происходит в реальной жизни? Берется предложение организации, которая хочет добиться от власти какого-то изменения в своей работе. Может быть, ей требуется поменять пошлины, получить льготный тариф на перевозку или скорректировать собственный тариф. Государственный орган смотрит на эти данные, на обосновывающие их материалы и пытается найти ошибки, несогласованности или просто что-то меняет по своему желанию - по определенным жестким регламентам, но не алгоритмам. Безусловно, есть решения, для принятия которых никакие модели и алгоритмы не нужны. Но таких - единицы, колоссальное количество вопросов нуждается в более точном урегулировании.
Если рассмотреть международный опыт, интересным примером являются США. В стране есть государственный орган, который называется Энергетическая информационная администрация (Energy Information Administration) - независимое агентство в составе министерства энергетики. Агентство занимается администрированием информационной системы для ТЭК и публикует полученные результаты. В отдельных странах Европы также есть подобные наработки. Но единой информационной системы для ТЭК Европы пока не существует.
Важно понимать, что модели для анализа развития ТЭК должны строиться не только силами государства. Участие в этой работе частных компаний принципиально. К примеру, по европейским рынкам есть довольно хорошие модели, которые построены частными компаниями и которые, возможно, применяются и государством в принятии решений.
Последние годы разработка энергетических моделей практически превратилась в некую новую специальность. Люди занимаются этим профессионально и довольно много. В каждой крупной энергетической компании, генерирующей электричество в Европейском союзе, есть по крайней мере несколько человек, которые вплотную занимаются именно количественным анализом рынков, прогнозированием, оценкой рисков. В России такая практика пока не распространена повсеместно.
Кроме того, российские частные компании топливно-энергетического комплекса не спешат раскрывать информацию о своей деятельности. К примеру, в отрасли теплоснабжения много мелких игроков и Федеральная служба по тарифам обладает достаточно большим массивом данных и возможностью регулировать на их основе. При этом такие компании, как Трансгаз и РЖД регулируются совсем на других основаниях и прямых рычагов воздействия на них нет.
Чтобы мотивировать частные компании предоставлять данные, надо иметь не только кнут ("оштрафую", "зарегулирую"). Очень важен пряник. Ведь сам результат работы информационной системы может быть интересен компаниям. Особенно если они будут уверены, что их коммерческие данные не уйдут, куда не надо. А это тоже вопрос к системе, которая должна быть защищенной и безопасной.
В этом смысле можно обратиться к опыту уже упомянутой ФСТ России, в Единой информационно-аналитической системе (ЕИАС) которой архитектурно предусмотрено три уровня: федеральный, региональный и уровень регулируемой организации (а иногда еще и уровень администрации муниципального образования, как промежуточное звено, повышающее актуальность, достоверность и полноту собираемых данных). В ЕИАС миллиарды показателей не просто собираются "снизу вверх", но результаты работы математических моделей, хоть и в укрупненном виде, спускаются на уровень региона, а затем и доходят до самих организаций, которым устанавливаются тарифы. Виртуальным "пряником" в этом случае является как раз возможность посмотреть на отправленные данные уже не в табличке, собранной специалистами "на коленке", а в согласованной математической модели. И "пряника" не будет, если данные в отчетности уйдут несколько в сторону от реальности.
Основная задача моделирования и прогноза состоит не столько в том, чтобы дать ответ на конкретный вопрос с точностью до процента (особенно если речь о прогнозе на 50 лет), а в том, чтобы выявить основные факторы риска. Если события развиваются по какому-то технологическому или политическому сценарию, то нужно осознавать, к чему это глобально может привести. Точность здесь не так важна. Принципиально, что у какого-то показателя (к примеру, у цены на нефть) есть шанс уменьшиться в 10 раз. Что будет с нефтегазовым комплексом при одном из сценариев развития возобновляемой энергетики, когда машины станут электрическими, а заряжаться аккумулятор будет от солнечной батареи или от ветряка? Тогда бензин будет не нужен, и нефть подешевеет. Если мы научимся показывать такие изменения, то результат не заставит себя долго ждать.
Но мало понимать, что система должна делать и как строиться на архитектурном уровне. Для создания эффективно работающей ГИС ТЭК ее разработчик должен обладать тремя основными компетенциями. Во-первых, важно понимать экономику и уметь ее моделировать достаточно хорошо, чтобы использовать результаты в принятии решений. Во-вторых, инженеры, "технари" должны знать особенности работы ТЭК. В-третьих, нужны программисты, компетентные в области разработки информационных систем. Организацию, обладающую одновременно всеми тремя этими навыками, в принципе трудно представить. Поэтому над системой целесообразно трудиться рабочей группе, составленной из ведущих специалистов в перечисленных областях.
Создание ГИС ТЭК должно идти одновременно по нескольким направлениям. Во-первых, это работа со специалистами самих государственных органов по вопросам повышения качества принятия ими решений. Во-вторых, это взаимодействие с организациями и опять же с подразделениями различных госорганов по сбору информационных массивов для первичного накопления и последующего регулярного обновления информационной базы. Наконец нужна разработка того, что соединит первое со вторым, чтобы эти данные оказались в нужном виде, в нужных моделях у нужных специалистов. Первый результат может быть получен уже через несколько месяцев после начала работы.
Будет ли ГИС ТЭК открыта не только для госорганов, но и для коммерческих компаний, граждан, зависит от многих факторов. Степень открытости может быть разной. Часть данных может быть доступна только органам исполнительной власти, причем каждому органу - какие-то отдельные части. Важен и доступ к информации для отдельных компаний. Речь даже может идти о частичном финансировании разработки ГИС ТЭК со стороны частного сектора. Какой-то массив данных стоит открыть для просмотра и изучения всем желающим. Это будет полезно в том числе для инвесторов, исследователей, продавцов энергоэффективного оборудования и др.