Большинство команд, занимающихся организацией досуга молодых мам, работают на рынке недавно, в среднем - два-три года. Как правило, этот вид бизнеса осваивают девушки с маленькими детьми, почувствовавшие в себе предпринимательскую жилку. "В Москве очень много детских клубов, развивающих занятий для детей. А для мам нет почти ничего. А если у тебя ребенок до трех лет, то варианты совместного времяпрепровождения вообще сводятся к минимуму, - рассказывает Ольга Рябинкина, создатель и креативный директор Mamas Place. - Мы доказываем, что находясь в декретном отпуске, можно не только нянчиться с ребенком с утра до ночи, но и заниматься йогой, слушать лекции по тайм-менеджменту, ходить на арт-терапию, изучать детскую психологию и учиться рисовать. И все это, не отрываясь от материнства. Мне самой не хватало такого места, когда родился мой первый сын, поэтому с рождением второго я решила действовать".
Вариантов досуга для мам сегодня великое множество. Как правило, все они проходят в формате непродолжительной встречи - 1-3 часа. Это могут быть лекции по психологии, мастер-классы, концерты классической или джазовой музыки, спектакли, встречи с визажистом, и даже барахолки, где можно приобрести симпатичные и уникальные вещи ручной работы. На все эти мероприятия, конечно же, можно и нужно прийти с малышами. В среднем в столице одно посещение такого "мамского" клуба стоит 800-1500 руб.
Ирина Филиппова, соавтор проекта "МамаMамам", рассказала "РГБ" рассказала о некоторых популярных сегодня направлениях: "Это "Мама маркеты" - ярмарки, где девушки представляют свои проекты. Это может быть все что угодно: одежда, игрушки, предметы интерьера. Все это пользуется большим спросом сейчас. Никому не интересно покупать то, что входит в так называемый "масс-маркет", всем хочется иметь что-то уникальное. Есть "Девичники". Это такие красивые вечера для женщины, и только для нее одной, без мужей, семьи и детей, где говорят о гармонии, слушают красивую музыку и читают стихи". Есть немало познавательных курсов из серии "Буду мамой", "Мама знает", поскольку сейчас тема воспитания и развития детей очень актуальна.
Марина Кельман, руководитель проекта "Вместе с мамой", организующая концерты и спектакли для мам с детьми от 1 месяца, рассказывает, что раньше людям было довольно сложно решиться прийти на концерт, к примеру, классической музыки с грудным ребенком: "Все спрашивали: как это возможно слушать музыку с ребенком? Он будет кричать, всем мешать. Первые три года мы боролись с такими стереотипами и всем объясняли, что это возможно, что ребенок тоже человек, который все понимает. Если малыш заплачет, вы сможете выйти из зала, а потом вернуться, а если он захочет танцевать, то мы будем только рады". По словам Марины Кельман, сегодня стереотип практически разрушен, люди охотно отправляются на концерты и спектакли с маленькими детьми. В среднем послушать живое выступление музыкантов в будний день, в спальном районе Москвы, может прийти до 15 семей.
"Здесь нет никаких строгих правил поведения, детям разрешается бегать по залу, родители размещаются на подушках или ковриках по периметру помещения. Музыканты с понимаем относятся к ситуации, когда чей-нибудь малыш захочет подержаться за инструмент, - рассказывает Алена Орлова, мама двухгодовалого ребенка. - Впрочем, особо расслабиться во время посещения такого мероприятия все равно не получится. В большой компании незнакомых людей и детей следить за собственным чадом приходится особенно тщательно. А под конец концерта дети и вовсе могут устроить в зале хаос. Плюс организаторам мероприятий для мам с маленькими детьми не всегда удается грамотно организовать пространство и выделить достаточно места для переодевания малышей".
Многие просто организовывают прогулки с детьми по городу, походы в музей или собирают мам с малышами под одной крышей, чтобы те могли пообщаться.
Большинство команд, работающих над досугом молодых мам, небольшие по численности. Как правило, это 2-7 человек. Все профессиональные педагоги, психологи, лекторы, как правило, приглашенные. Самая затратная часть бизнеса - аренда, покупка или ремонт помещения. Продвижение проектов происходит в основном в социальных сетях. "Это сейчас один из главных инструментов "раскрутки". Для этого очень подходит Instagram, который между собой мы называем "мамской" сетью. Современная мама очень занята, а такой формат - краткая информация и изображение - ей очень подходит", - говорит Ирина Филиппова.
Конкуренция на рынке досуга для мам с малышами до трех лет очень низкая. Стоящие проекты можно пересчитать по пальцам рук. Но, как считают эксперты, в скором времени ситуация может существенно измениться. "Рынок услуг для детей и родителей развивается очень стремительно. Полтора года назад было только три интересных игрока на рынке, а сейчас проекты появляются, как грибы. Но конкуренция - это полезно. Она заставляет не стоять а месте, а постоянно что-то новое придумывать и двигаться вперед. Ну и приятно, конечно, чувствовать себя "тренд-сеттерами" в каком-то смысле", - говорит Ольга Рябинкина. Резюмируя можно сказать, что такой бизнес больше всего подходит социальным предпринимателям - людям, которым важна человеческая составляющая бизнеса.