Планируется поддерживать инжиниринговые и внедренческие компании в продвижении и отстаивании позиций при взаимодействии с органами власти, отраслевыми союзами и ассоциациями. Одна из задач сотрудничества - повысить доступность инвестиционных средств как для вновь создающихся, так и для уже существующих инжиниринговых и внедренческих компаний.
"Инвестиционная поддержка инжиниринговых компаний - приоритетное направление нашей деятельности на этот год, - рассказал директор Инфрафонда РВК Александр Локтев. - А "Деловая Россия" наработала широкие связи с региональными проектами и консолидирует опыт наиболее успешных компаний. Это позволит нам получить поток проектов инжиниринговой направленности и обеспечить высокий уровень экспертизы при принятии инвестиционных решений".
Председатель отраслевого отделения по инжинирингу "Деловой России" Наталья Кириллова отметила, что сотрудничество позволит активно развивать современную систему и культуру коммерциализации научных разработок. По ее словам, российский рынок имеет огромный потенциал, но для его реализации необходимо "навести мосты" между всеми участниками инжиниринговой инфраструктуры.
"Любое действие, направленное на развитие реального бизнеса, является уже по определению полезным, - подчеркнул вице-президент Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий Егор Клопенко. - Сфера инжиниринга и внедренческих компаний составляет основу для развития российской промышленности".
Сегодня в портфеле Инфрафонда РВК уже есть две одобренные сделки по созданию инжиниринговых компаний. Одна из них будет заниматься внедрением лазерных и аддитивных технологий в металлургический комплекс Челябинской области. Фонд инвестирует в так называемый "внедренческий инжиниринг", который обеспечивает связь отраслевой науки и промышленности. Задача таких компаний - довести технологическую разработку до того уровня, когда она может быть внедрена в промышленность. Главное условие для вхождения фонда в проект - наличие компетентной команды, у которой есть налаженные связи с авторами технологических разработок, отраслевыми НИИ и промпредприятиями.
С этого года компании, занимающиеся инжинирингом и промышленным дизайном, могут рассчитывать на субсидии из бюджета на компенсацию части затрат. Из федерального бюджета в 2014-2016 годах на эти цели будет выделяться по 1 млрд рублей ежегодно.
К субсидированию принимаются кредиты, полученные в российских банках, основное условие - проекты должны отвечать требованиям, установленным к видам деятельности, инвестиционным расходам, а также вводу производственных мощностей по проектам не ранее 1 января 2014 года. При этом субсидия может покрывать до 90% суммы затрат на выплату процентов по кредиту (в расчетном периоде).
Поддержать инжиниринговые компании готов и МСП Банк. "Таким предприятиям мы предоставляем долгосрочное финансирование - до 7 лет по ставкам ниже рыночных", - рассказал зампред правления МСП Банка Петр Тарасов. По его словам, эффективным инструментом поддержки бизнеса может стать совместная работа инжиниринговых центров, которые создаются в регионах при участии минэкономразвития, и региональных лизинговых компаний (РЛК). Инжиниринговые центры оказывают широкий спектр услуг субъектам МСП - от консультаций и выработки программ модернизации до их реализации, а РЛК обеспечивают предприятия технологическим оборудованием.
"Часто предприятия МСБ, реализующие модернизационные проекты, приобретают импортное оборудование и прибегают к услугам иностранных инжиниринговых компаний, которые пользуются за рубежом поддержкой мощных финансовых институтов, - отметил Тарасов. - Обеспечить конкурентоспособность российским компаниям может активное сотрудничество с производителями оборудования из стран СНГ. Экспорт такого оборудования поможет нашим компаниям получить определенное преимущество на мировом рынке".
"Многие производители вынуждены закупать оборудование в Западной Европе или Северной Америке, в связи с чем основные инжиниринговые компетенции сконцентрированы тоже в этих регионах", - отметил замглавы ППК корпорации "ТехноНИКОЛЬ" Анатолий Нестеров. По его словам, в случае, если оборудование не производится в РФ, бессмысленно обращаться к российским инжиниринговым компаниям. А развитие машиностроения в России автоматически повлечет за собой развитие и рост рынка инжиниринговых компаний. "Единственным исключением сегодня являются отрасли, активно запускающие новые производства за пределами России, например, атомная. Для инжиниринговых компаний этих отраслей реализация "дорожной карты" может представлять определенный интерес", - считает Нестеров.
По мнению Егора Клопенко, в России не хватает активно работающих объединений инжиниринговых компаний. Так называемые "нетворк"-объединения, которые являются основными центрами развития отрасли в Европе, у нас практически не функционируют. "Здесь как раз может пригодиться опыт такой крупной организации, как "Деловая Россия", ну и финансовые возможности РВК", - заключил эксперт.