На фоне того, как ситуация в Ираке все больше похожа на полный крах этого государства, в позиции России рефреном звучит: "Мы предупреждали, что так и будет".
"Мы глубоко встревожены происходящим в Ираке. Мы давно предупреждали, что развязанная США и Великобританией кампания к добру не приведет", - цитируют СМИ главу МИД РФ Сергея Лаврова, выразившего сожаление, что такой прогноз сбылся, и охарактеризовавшего войну в Ираке как "полный провал".
Тот факт, что Россия публично называла войну в Ираке плохой идеей, отрицать сложно. Президент РФ Владимир Путин раскритиковал американцев после вторжения в марте 2003 года и предупредил, что "война будет жестокой и затянувшейся".
Сегодня Россия часто критикует внешнюю политику США, напоминая о том, что предупреждала о последствиях недальновидной внешней политики Вашингтона. Например, когда в 2012 году в результате атаки на дипломатическую миссию США в ливийском Бенгази погиб посол Кристофер Стивенс, в реакции Москвы читалось: "Мы вас предупреждали". Звучала такая мысль и в комментариях российских официальных лиц после взрывов во время Бостонского марафона в прошлом году, организованных двумя чеченцами. "Президент Путин неоднократно повторял, что нет таких понятий как свои и чужие террористы, - комментировал пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. - Нельзя проводить между ними различия, одних террористов поддерживать, а других осуждать".
В этом есть очевидная логика. Укоры со стороны России дают ей основание сказать: "Вы не прислушались к нам тогда, так послушайте сейчас". Например, защищая свою позицию по Сирии, Путин напоминал об интервенциях в Ирак и Ливию. Интересно взглянуть на политику России в отношении конфликтных ситуаций и подумать, может в ней что-то есть?
Ведь учитывая последние события, многие, вероятно, считают, что Путин был прав, говоря о войне в Ираке. Один из ветеранов этой войны на страницах Washington Post заметил: "Это не тот конец, за который сражались и погибали мои друзья". Хаос в Ливии ставит под вопрос избранный в ее отношении путь. В Сирии кровопролитная гражданская война перевалила за третью "годовщину" и конца ей не видно. Может быть, призывы со стороны России начать диалог с Башар Асадом были не так уж и ужасны.
Возможно, внешняя политика Путина основывается на заезженном реализме. Но иногда, если оглянуться в прошлое и оценить произошедшее, такой реализм выглядит лучше альтернатив.