16.06.2014 23:40
    Поделиться

    Никифоров: Программистов нужно готовить с самого раннего возраста

    Программиста можно вырастить, если начать это делать вовремя
    Чтобы развивать информационные технологии и выпускать конкурентоспособные на мировом рынке продукты, нужны хорошие программисты. Это аксиома. Хороших программистов сегодня не хватает - это тоже, к сожалению, аксиома. Хотелось бы обратить внимание на аспект, который часто упускается из виду при решении этой проблемы. Как заметил министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров, программистов, как спортсменов, нужно готовить с самого раннего возраста. И это принципиальный момент.

    Программирование предполагает подчинение компьютера своей воле, создание алгоритма для достижения поставленной цели. Программирование для детей - не только и даже не столько профориентация. Прежде всего это развитие алгоритмического мышления. Детям подобные задачи, поданные в форме игры, даются очень легко. Есть, например, проект "Час Кода". Зайдя на страницу проекта в сети (code.org), любой желающий может попробовать выполнить программистскую по сути задачу, затратив на это не более часа. Для решения задач используется Blockly - визуальный язык программирования, в котором программа создается собиранием необходимых блоков. Каждый блок - это строка "реального" кода. Например, первый урок создан по мотивам игры Angry birds. Выполняя шаг за шагом 20 заданий, нужно "написать" программу, которая позволит Сердитой Птице, идя по лабиринту, настичь Хрюшку.

    Второклассник выполняет такую задачу с легкостью. Но чем старше человек, тем сложнее ему встроиться в правила игры. Напрашивается аналогия с изучением иностранных языков. Если ребенок окажется в среде, где говорят на двух языках, он без труда освоит их одновременно. Но если один язык был воспринят в детстве как родной, а другой изучен позже, он навсегда останется иностранным. То же касается мышления. Когда ребенок решает алгоритмические задачи в раннем возрасте и параллельно учится мыслить образами, он развивается гармонично. Если же с алгоритмическими задачами школьник впервые сталкивается, допустим, в 10-м классе, происходит ломка: они вытесняют образное мышление или вызывают отторжение. Именно поэтому начинать обучать детей программированию нужно как можно раньше. Хотя бы с 5-го класса. Какие есть возможности для этого?

    Первое, что приходит на ум, - уроки информатики. В 7-9-м классах на информатику выделяется один час в неделю. Казалось бы, это шанс, им нужно воспользоваться. Однако все не так просто. Школьный курс информатики далек от программирования. За три года на программирование удается выделить максимум 10 часов. Остается рассчитывать на учителей-энтузиастов и внеурочные занятия. Но сам по себе процесс не запустится. Учителям нужна помощь. Так, неплохо зарекомендовало себя сотрудничество учителей с вузами и ИT-компаниями, которые готовы проводить дополнительные занятия со школьниками.

    Хорошие результаты показал президентский проект "Подготовка и переподготовка профильных специалистов на базе центров образования и разработок в сфере информационных технологий", проведенный в соответствии с ФЦП развития образования на 2011-2015 годы. Программа реализована в шести федеральных округах, выбранных по конкурсу. В итоге, например, Уральскому федеральному университету (УрФУ) удалось организовать повышение квалификации учителей информатики, а также создать площадки в школах округа, где учителя под методическим руководством преподавателей УрФУ работали со школьниками. Именно эти площадки (в Екатеринбурге, Новоуральске, Лесном, Челябинске, Миассе, Перми) стали самыми крупными "поставщиками" ИT-продвинутых школьников. Это не исключает, конечно, создания площадок на базе самих вузов. Яркий пример - "Школа олимпиадного программирования" при УрФУ.

    Не менее увлекательно и перспективно в плане развития алгоритмического мышления школьников направление компьютерной безопасности. Здесь также проводятся соревнования как всероссийского, так и европейского, и международного уровня.

    Наконец, огромный интерес школьников вызывает робототехника. С одной стороны, это тоже программирование. С другой - робототехника дает ребенку возможность увидеть, как реализуется созданная им программа. Занятия по робототехнике проводят отдельные школы и вузы. Но значительных результатов удается добиться только при содействии властей.

    Успехи вдохновляют, но вместе с тем мы еще очень далеки от того дня, когда программирование в школе станет массовым увлечением. Как решить проблему? Самый сложный вариант - пересмотр программы по информатике в сторону увеличения часов, отведенных на программирование. Но, разумеется, даже в этом случае посвящать все уроки информатики программированию не получится. Более гибкий и многообещающий подход - использование часов, которые администрация школы вправе использовать по своему усмотрению, так называемого "школьного компонента". По такому пути пошел, например, департамент образования Москвы: школам рекомендовали посвящать часы школьного компонента изучению, в частности, программирования. А это - один час в неделю с 5-го по 7-й класс и два часа в неделю в 8-11-м классах. Если бы изучение информатики было объявлено приоритетным и в других регионах, а школы, поддерживающие такую инициативу, получили бы какие-то привилегии, то проблема уже была бы в значительной степени решена.

    Не менее важно развивать факультативы по программированию. Продолжать целевой проект по подготовке ИТ-специалистов. Без курсов повышения квалификации для учителей, без снабжения их нужными методическими материалами направление не будет развиваться. Наконец, хорошие перспективы имеет ГЧП по модели "ИT-компания - вуз - школа". Она позволяет объединить фундаментальный подход и методологические знания вузов, опыт и знания рынка ИT-компаний и возможности преподавателей информатики в школах.

    Поделиться