Новости

17.06.2014 00:20
Рубрика: Общество
Проект: Наука

Ученому нужна задача

В России будет развиваться система "постдоков"
Сделать молодежь двигателем новых идей в науке поможет усиление академической мобильности и постановка правильных задач молодым ученым. К таким выводам пришли участники "круглого стола" "Повышение эффективности науки. Молодежная повестка", прошедшего на втором международном форуме технологического развития "Технопром". По мнению экспертов, главный мотиватор, который удерживает молодых ученых в науке, это самореализация, возможность участвовать в глобальных проектах. "Только ленивый не сказал, что сегодня заниматься наукой в России неудобно. Это должно быть государственной задачей - сделать так, чтобы это стало удобно", - отметил старший научный сотрудник Института проблем передачи информации им. А.А. Харкевича РАН Александр Сафонов.

По его словам, нужно развивать междисциплинарные площадки, научные конференции и школы, а также ориентироваться на европейский опыт, где научные коллективы собирают из разных стран. Государство лишь задает определенные рамки, а после этого научное сообщество выстраивает себя само. "Такие проекты стимулируют мобильность ученых, не только молодых, это повышает конкуренцию, а без конкуренции нет эффективного развития", - отметил Сафонов.

Сами ученые обратили внимание на то, что в России научная линия развивается отдельно от административной, а умение управлять в науке так же важно, как и в бизнесе. Если ты становишься руководителем лаборатории, надо уметь управлять и финансами, и персоналом, и чувствовать потенциал людей. Поэтому руководителей проектов нужно готовить целенаправленно, им нужны управленческие тренинги. Например, проводя научный эксперимент, надо успеть и сделать вовремя сам продукт, и вовремя его внедрить, коммерциализировать, чтобы выиграть в конкурентной борьбе. Чтобы у ученых были соответствующие навыки, должны появиться междисциплинарные программы для молодых научных сотрудников.

Заместитель министра образования и науки Людмила Огородова подчеркнула, что у России нет отдельных от всего мира приоритетов научного развития - мы должны быть интегрированы в глобальную экосистему. Во всем мире схема появления ученого выглядит так - диплом, постдипломная подготовка и академический обмен. "К сожалению, в России не принято переезжать из центра в центр, а только в мировых центрах мы приобретаем компетенции. Надо вместе решать эту задачу - развивать академическую мобильность. Это позволит интегрироваться в мировое сообщество", - сказала она. Также замминистра обратила внимание на то, что самые крупные результаты сегодня рождаются в кластерах, где есть возможность "продвинутому ученому давать образование следующему поколению". Огородова убеждена, что это очень важный процесс, и дистанция между разными поколениями должна быть очень короткой. "Ученого привлекают уровень науки и руководитель лаборатории, возможность получить уникальный опыт. Научная политика в России сегодня направлена на создание таких кластеров, технологических программ", - сказала она.

Представители зарубежных академических центров рассказали о своем опыте привлечения молодых ученых. В частности, старший научный сотрудник Университета Бордо Гедиминас Йонушаускас отметил, что наука, в которой мы живем сегодня, глобальная, и он как французский ученый может позвать человека из любой страны поработать на год. "Но я не буду приглашать кого угодно - соберется двадцать кандидатов, и я буду выбирать лучшего. Магическое слово - конкуренция. Она создается довольно простым способом - во Франции место исследователя очень престижно, постоянных ставок всего 20 тысяч на всю страну", - рассказал Йонушаускас. Вместе с тем у начинающего ученого, даже если он гений, не хватит опыта конкурировать с теми, кто уже давно работает, накапливает навыки и стратегии. Поэтому после окончания университета обязательно надо поехать поработать, например, в Японию, у какого-нибудь "звездного" научного руководителя.

Для тех молодых ученых, у которых есть степень, во Франции существует система "постдоков", предусматривающая временное рабочее место в лаборатории. "При этом человек может сам найти компанию, которая заплатит ему за "постдок", и прийти в лабораторию уже со своим проектом. "Постдок" получает 1600 евро в месяц, при этом никаких дополнительных грантов или премий для него нет. Занимать это место можно не дольше трех лет - затем его должны взять на постоянную работу, и эта ставка - пожизненная. А вот в Дании получить постоянную ставку не так просто, и свои компетенции надо постоянно подтверждать. Некоторые эксперты считают, что такая система более эффективна: если у тебя ставка на всю жизнь, это может привести к потере эффективности, ты можешь потратить несколько лет на бесполезную задачу. А аттестация - важный элемент научной карьеры, позволяющий постоянно заниматься только актуальными вопросами. По словам Людмилы Огородовой, в России сейчас настраивается аналогичная "постдокам" система, позволяющая молодым ученым получать временные ставки в лабораториях.

Директор Института катализа им. Г.К. Борескова Валентин Пармон считает, что в России не хватает "дорожной карты" развития научных организаций - они все разные, и задачи решают разные. Одни создают научно-технические заделы, другие занимаются созданием конкурентоспособных продуктов, продвижением. "Подготовка ученых начинается не в университетах, а в школах, молодой человек должен заинтересоваться научной деятельностью. В Новосибирском государственном университете студенты старших курсов уже могут работать в лабораториях на зарплате, у них есть реальные задачи и зона ответственности", - рассказал академик. Он подчеркнул, что важная задача - найти руководителя научного проекта, так как не к каждому студенты пойдут. Они должны чувствовать, что занимаются востребованным направлением.

Такие направления очень часто возникают в междисциплинарных группах, отметили эксперты, и в России это направление развито недостаточно. Математики работают сами по себе, физики - сами по себе, и эту проблему предстоит решать. "Идеи рождаются в общении, коммуникациях, междисциплинарность работает на контактах, - отметила менеджер научных проектов "Новартис фарма" Илназ Климовская. - Невозможно выявить проблему, если ты не общаешься с людьми. Поэтому нужно развивать школы из разных отраслей, где люди общаются на одном языке. Надо уметь рассказать прикладному ученому, что вы можете друг для друга сделать, простым языком".

Общество Наука Экономика Бизнес Инновации Филиалы РГ Сибирь СФО Новосибирская область Новосибирск