ФАС рассчитывает до конца года решить вопрос с ценами на авиабилеты

Внедрения новых методик ценообразования в авиации будет добиваться Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Об этом журналистам в Санкт-Петербурге в среду сообщил глава ведомства Игорь Артемьев.

"Если мы говорили только о системе динамического ценообразования на билеты, то сейчас мы будем говорить о сопоставимых рынках, стоимости сравнительных расстояний, то есть о более широком вопросе, который может привести к изменению практик авиакомпаний в большей степени", - заявил он.

Авиакомпании не стремятся работать себе в убыток, поэтому на слишком длинных маршрутах они не ставят слишком низкие цены. К тому же авиакомпании не высчитывают себестоимость каждого рейса, прибавляя определенную "маржу".

Предложения ФАС о размере маршрутов, эксперты "РГ" поддержали. А у другой идее оказались и противники. "Это прямой путь в СССР, когда ценообразование зависело, в том числе, от протяженности маршрута, но тогда была единственная компания монополист", - поясняет главный редактор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. "Если у всех цены будут зависеть от расстояния, то те авиакомпании, у которых самый большой парк самолетов, лучший бизнес, есть скидки на топливо, смогут предлагать более выгодные цены на рынке. И все игроки второго эшелона, которые, в том числе, летают на тех небольших маршрутах, которые невыгодны "крупняку", будут вынуждены уйти с рынка", - поделился он с "РГ".

Сейчас же, продолжил эксперт, авиакомпании при формировании цены в первую очередь анализируют спрос, а не длину маршрута. Если спроса нет, то они стимулируют пассажиров ценой.

В то же время с вариантом снижения цены на билет в случае недозагрузки борта вроде бы все понятно и вполне логично. Действительно, высокая стоимость полета часто отталкивает потенциальных пассажиров, в результате чего самолеты, бывает, летают с полупустым салоном.

Еще в начале апреля, кстати, ФАС выдала предупреждение авиакомпаниям, занимающим доминирующее положение, с требованием усовершенствовать систему продажи авиабилетов до 15 мая. Речь шла о требовании снижать цены на авиабилеты по мере приближения даты вылета в случае недозагрузки рейса.

Вчера начальник управления контроля транспорта и связи антимонопольного ведомства Дмитрий Рутенберг заявил, что ведомство пока не будет возбуждать дела в отношении авиакомпаний, не исполнивших требования ФАС изменить ценовую политику. "Этот период (до решения суда) мы постараемся использовать для дополнительных консультаций - как с экспертами, так и с авиакомпаниями. Мы от своей идеи не отказываемся. Мы считаем, что практика динамического ценообразования со снижением цены в случае, если салон воздушного судна не заполнен, может дать экономический эффект как для пассажиров, так и для самих авиакомпаний, которые, увеличив загрузку самолета, получат дополнительную прибыль", - цитируют чиновника информационные агентства.

Кстати

Федеральная антимонопольная служба будет следить за тем, чтобы политические санкции Запада в отношении нашей страны не переросли в нарушения антимонопольного законодательства, заявил руководитель ведомства Игорь Артемьев. В то же время глава ФАС добавил, что если какие-либо компании будут "в силу каких-то своих соображений" злоупотреблять доминирующим положением или вступать в запрещенные соглашения, то это станет предметом антимонопольных разбирательств.