Накануне вечером самолет с бортовым номером 0103 (первые два собранных транспортника - опытный и летный экземпляры) перекатили из производства окончательной сборки на летно-испытательный комплекс, расположенный на территории аэропорта "Ульяновск - Восточный".
- Покраска по утвержденной Минобороны схеме займет три недели, затем в течение такого же времени пройдет наземная отработка систем, и самолет приступит к летным испытаниям, - пояснил заместитель генерального директора авиазавода, руководитель проекта "476" Валерий Токарев. - В общей сложности предусмотрено 16 полетов. Наша задача - уложиться в срок: 25 ноября самолет должен быть передан заказчику.
Первый серийный самолет должны назвать "Ульяновск" - с такой просьбой в марте нынешнего года к руководству военного ведомства обратились ульяновские власти. В Минобороны идею одобрили: на имя главы региона пришло соответствующее письмо, подписанное первым замминистра Валерием Герасимовым. Также на фюзеляже воздушного судна планируют разместить герб и флаг Ульяновской области.
Строительство первого серийного Ил-76МД-90А, вместе с подготовительными работами, заняло три года - авиазаводчанам пришлось в буквальном смысле, начинать с нуля. Теперь, по словам Токарева, этот срок сократится до двух лет. Руководитель проекта отметил, что сейчас на предприятии в серию запущено десять самолетов. Второй серийный Ил-76 будет отправлен на летно-испытательный комплекс в конце августа. Заказчику он также должен быть передан в нынешнем году.
На "Авиастаре" работают и над перспективным самолетом-топливозаправщиком Ил-78М-90А, базой для которого стал модернизированный Ил-76.
- Полным ходом идет изготовление деталей, приступили к сборке некоторых агрегатов, таких как центроплан. По нашим планам, в сентябре 2015 года он совершит первый полет, - рассказал Токарев.
Вместо десантно-транспортного оборудования в самолете установят топливный бак, из которого во время дозаправки в полете будет перекачиваться горючее. Подписание контракта на поставку Минобороны топливозаправщиков ожидается в нынешнем году. В общей сложности, по предварительным планам, до 2020 года ульяновский авиазавод должен будет построить до 80-83 самолетов.
Справка "РГ"
Ил-76МД-90А значительно отличается от своего предшественника. Самолет имеет другую конструкцию крыла, рассчитанную на большую максимальную взлетную массу (210 тонн против 190). На крыле базовой машины был разъем посередине; сейчас же стоят цельные 24-метровые панели, что увеличило ресурс.
Модернизированный Ил оборудован пермскими двигателями ПС-90А-76, каждый из которых имеет тягу 14,5 тонны. Самолет приведен в соответствие нормам ИКАО, Евроконтроля, FAA США и построен с расчетом на будущее: соответствует и тем нормам, которые еще только должны вступить в силу. Летный ресурс модернизированной машины рассчитан на 35 лет эксплуатации, но конструкторы намерены продлить его до 45 лет.
Ил-76МД-90А оснащен новым бортовым радиоэлектронным оборудованием, перспективным пилотажно-навигационным комплексом "Купол-3". Новый цифровой автопилот позволяет совершать посадку по второй категории ИКАО, когда самолет доводится до высоты 30 метров над взлетно-посадочной полосой в автоматическом режиме, а затем сажается уже в ручном. Ил-76 летал по первой категории (в этом случае высота принятия решения - 60 метров). Это новшество позволит расширить область эксплуатации воздушного судна, в первую очередь, в Европе, где погодные условия могут быть более "тяжелыми".
Также самолет оснащен так называемой стеклянной кабиной с цифровым полем индикации самолетных систем и оборудования. В кабине самолета восемь экранов (шесть у летчиков и два - у штурмана). Такой вариант более информативен: летчикам гораздо проще воспринимать компактный кадр, где отражено пространственное положение самолета, его скорость, высота и прочие пилотажные параметры.