18.06.2014 21:08
    Поделиться

    Свердловские налоговики предложили бизнесу списать долги

    Свердловские налоговики предложили списать безнадежные долги юридических лиц и ИП в консолидированный бюджет области. Как сообщили в региональном управлении ФНС, инициатива продиктована тем, что все законные механизмы для взыскания задолженности исчерпаны.

    По состоянию на 1 мая она превысила 1 миллиард рублей. Большую часть долга накопили физические лица, на них "повисли мертвым грузом" порядка 811 миллионов рублей, в том числе по транспортному налогу -806,6 миллиона. Среди юрлиц в должниках числится 18 тысяч компаний, которые должны бюджету 154,2 миллиона рублей, в том числе по транспортному налогу -31,6 миллиона, по налогу на имущество -93,1 миллиона.

    По местным налогам, администрируемым в Екатеринбурге, ситуация ничуть не лучше. Так, за физлицами числится 63,6 миллиона рублей долга по земельному налогу и 72 миллиона - по налогу на имущество. Юрлица не перечислили в бюджет 33 миллиона рублей, в том числе по земельному налогу - 31,1 миллиона.

    - Эти "болтающиеся" суммы мешают всем и порождают ложные иллюзии. Субъект РФ рассчитывает, что когда-то они поступят в бюджет, но законные механизмы для взыскания отсутствуют, поскольку долги накоплены до мая 2011 года, то есть сроки исковой давности истекли. Добровольно заплатить тоже вряд ли кто-то согласится. Поэтому имеет смысл принять на уровне области нормативный акт, в котором будут оговорены условия для списания долгов по региональным и местным налогам, включая неоплаченные пени и штрафы. Долги, образующиеся в текущий момент, подлежат взысканию в обычном порядке, - комментирует Константин Соколов, заместитель начальника отдела работы с налогоплательщиками УФНС по Свердловской области.

    Фискальное ведомство отправило соответствующее предложение в Минфин РФ, откуда, в свою очередь, оно должно спуститься на уровень региона. Если тот согласится на списание, исходя из статьи 59 Налогового кодекса РФ в Заксобрание поступит законопроект, содержащий дополнительные основания для признания задолженности безнадежной. В других субъектах РФ уже имеется подобный опыт. В Кемеровской области, к примеру, вето наложили на взыскание долгов с организаций, для которых федеральной целевой программой предусмотрена ликвидация объектов-источников химической опасности. Также списываются задолженности по транспортному налогу при снятии с учета и утилизации автомобиля и при выезде собственника на постоянное место жительства за пределы России.

    В Костромской области признаются безнадежными долги по налогам, отмененным более 3 лет назад. Аналогичное правило действует в Пермском крае.

    Кроме того, в 2014 году там принят нормативный акт, который "прощает" долги юрлицам и ИП, не прошедшим перерегистрацию в соответствии с 129-ФЗ. Республика Башкортостан списывает налоги с физлиц, если истек срок взыскания по суду. Также признаются безнадежными задолженности умерших граждан, чьи наследники не заявили свои права в установленный законом срок. Красноярский край принял в качестве дополнительного основания наличие у налогоплательщика недоимки по пеням и штрафам. В Ленинградской и Вологодской областях списывают долги ИП и юридических лиц, которые не являются официально банкротами, но фактически не могут возместить начисленные суммы в рамках исполнительного производства.

    Как показывает практика, основная масса должников - это физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, а вовсе не предприятия-банкроты. Фирм-однодневок среди неплательщиков тоже очень мало, так как подобные организации предпочитают не иметь на балансе транспортных средств и недвижимости. По мнению налоговиков, главная причина накопления долгов - несогласие с начисляемыми суммами. Однако должники не принимают во внимание тот факт, что ФНС - всего лишь налоговый администратор, а за кадастровую оценку земли и объектов капстроительства отвечают субъекты РФ, за величину налоговых ставок - муниципалитеты. Соответственно, с ними и нужно дискутировать о целесообразности роста налоговой нагрузки.

    прямая речь

    Елена Артюх, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области:

    - Я считаю, что предложения УФНС носят, скорее, технический характер и не являются реальным освобождением бизнеса от налоговой нагрузки. Это "очистка" бюджета от нереальных ожиданий. Все, что можно взыскать с "живых" субъектов предпринимательской деятельности, взыскивается. А то, что "зависло" и будет списано, это долги фактически неплатежеспособных, отсутствующих должников или случайно просроченные. Так что для бизнеса изменений не будет. Для властей плюс в том, что в отчетах  возникнут более реалистичные цифры. Поскольку речь идет о списании долгов практически отсутствующих компаний, то у действующих ощущение безнаказанности не возникнет.

    Светлана Бондарчук, заместитель руководителя ФНС России:

    - С 1 января 2015 года вступит в силу новая законодательная инициатива. Налогоплательщикам дается два года на то, чтобы они проинформировали нашу службу об имеющемся недвижимом имуществе, транспортном средстве, за которое никогда раньше не платили налоги. Это позволит им избежать дополнительных расходов. Если объекты налогообложения выявляются ФНС, Росреестром и муниципалитетами, то налог может быть начислен за три налоговых периода плюс пени. Когда инициатива исходит от налогоплательщика, налог исчисляется с момента подачи соответствующего заявления. Фактически налогоплательщику прощаются прежние долги.

    Поделиться