Урал вошел в пятерку лидеров по числу краудфандинговых проектов

В русскоязычном Интернете набирают популярность краудфандинговые сайты (в переводе с английского "народное финансирование") - виртуальные площадки, на которых одни пользователи могут предложить свои идеи, а другие - дать деньги на их реализацию.

Чтобы получить народные инвестиции на таком ресурсе, необходимо рассказать о своей задумке и указать необходимую сумму на ее воплощение. Как правило, каждому проекту отводится определенный срок на сбор средств. Когда он заканчивается, одни платформы позволяют забрать все, что поступило на счет на текущий момент, другие - только если удалось собрать изначально указанную сумму, в противном случае средства возвращаются дарителям. При этом краудфандинговые площадки берут комиссию за свои услуги - около десяти процентов от собранных средств (из них обычно пять процентов - комиссия электронным платежным системам).

Краудфандинг нельзя назвать пожертвованием в чистом виде: автор идеи должен обязательно отблагодарить своих спонсоров. Обычно вознаграждение зависит от величины вклада. Это может быть как обычное "спасибо" за 100 рублей, так и готовый продукт стартапа за 500 рублей. Чаще всего именно подарок и привлекает интернет-инвесторов: новинку можно получить, просто заплатив за нее заранее.

Краудфандинг зародился за рубежом примерно 15 лет назад. Сегодня с его помощью иностранцы снимают фильмы, издают книги, выпускают музыкальные альбомы, организуют перфомансы, запускают стартапы и даже целые производства. В России этот инструмент пока используется в основном для того, чтобы воплотить в жизнь творческие или благотворительные инициативы. Хотя эксперты уверены, что он мог бы пригодиться и бизнесу для реализации коммерческих идей.

Первые краудфандинговые сайты в нашей стране появились еще семь лет назад, но лишь последние пару лет они стали пользоваться популярностью. Так, за два года существования одной из крупнейших отечественных площадок "народного финансирования" почти 50 тысяч пользователей перечислили 60 миллиардов рублей на реализацию 360 авторских проектов. Причем в первую очередь краудфандинг стали осваивать в Москве и Санкт-Петербурге, а вот в регионах пока с осторожностью пользуются новым инструментом. Тем не менее, по оценке экспертов, Урал уже входит в пятерку лидеров по числу представленных проектов коллективного финансирования.

По словам генерального директора портала Евгения Гаврилина, народное финансирование является эффективным инструментом как для начинающих, так и для опытных предпринимателей. Новичкам оно позволяет собрать средства для запуска стартапов. Ведь, как правило, банки неохотно дают кредиты на такие цели - у новоявленных предпринимателей еще нет ни залоговой базы, ни опыта, и непонятно, выгорит ли дело вообще, уж слишком высоки риски. Профессиональные инвесторы тоже предпочитают вкладывать средства в проверенные и высокодоходные проекты.

- Краудфандинг - это еще и возможность проверить, насколько новый продукт интересен потребителям. Если они готовы платить за товар, которого пока нет, значит, он будет действительно востребован. Если нет, то незачем впустую тратить средства на его создание и продвижение, - комментирует Евгений Гаврилин.

Кстати, с этой точки зрения краудфандинг может быть полезен и опытным компаниям, которые хотят запустить новый продукт на рынок или зайти в новый регион. Впрочем, многие предприниматели считают, что российские интернет-пользователи еще не готовы финансировать коммерческие проекты. Пока на площадках коллективного финансирования больше неудавшихся попыток наскрести деньги на бизнес, нежели успешных.

Например, программисты из Екатеринбурга пытались с помощью краудфандинга собрать средства на создание мобильного приложения, которое позволяет узнать, когда нужный общественный транспорт прибудет на остановку. Однако этот, казалось бы, полезный стартап собрал всего 20 тысяч рублей из 100. В итоге разработчики обратились за помощью в Фонд развития интернет-инициатив, который и профинансировал идею. Впоследствии новая программа стала очень популярной: она была запущена не только в Екатеринбурге, но еще и в Москве, Санкт-Петербурге. Как рассказали "РГ" авторы проекта, только за первые три дня работы в столице ее скачали 44 тысячи пользователей.

Возможно, отечественные бизнесмены еще не научились грамотно пользоваться краудфандингом, ведь, чтобы добиться успеха на этом поприще, нужно помимо интересной идеи предложить какое-то привлекательное вознаграждение для народных инвесторов. А чтобы они поверили в честность твоих намерений, как можно подробнее рассказать о себе и проекте. Причем не только указать необходимую сумму, но и представить детальную смету расходов, а затем регулярно отчитываться о ходе работы. Предприниматели чаще всего ленятся пиарить свои инициативы и быстро их забрасывают, не увидев живого интереса со стороны народных инвесторов. Отсюда и неудачи. Впрочем, это лишь дело времени, считают специалисты.

- Залог успеха - активное продвижение проекта, - поделился секретом Евгений Гаврилин. - Нужно постоянно о нем рассказывать в социальных сетях, интернет-сообществах, СМИ. А для этого лучше заранее продумать площадки для пиара и установить нужные контакты. Кроме того, чтобы стартовать с нуля, лучше для начала разослать десятки писем друзьям в соцсетях с просьбой о поддержке. Когда с их помощью наберется хотя бы небольшая сумма, остальные пользователи будут больше доверять проекту и станут охотнее его финансировать.

Благодаря тому, что работа строится на личных связях, в краудфандинге мало кто решается на мошенничество, отмечают представители платформ коллективного финансирования. Иначе обманщик может лишиться друзей и на всю жизнь заработать дурную славу. Тем не менее от махинаций никто не застрахован. В таком случае автор проекта полностью отвечает за выполнение обязательств перед спонсорами в соответствии с российским законодательством. При этом краудфандинговая платформа лишь участвует в урегулировании конфликта и предоставляет персональные данные нарушителя по запросу правоохранительных и судебных органов. Однако в некоторых случаях сайт может вернуть средства дарителям. Так что народным инвесторам ничего не остается, как самостоятельно решать, стоит ли доверять проекту.

Кстати

Эксперты полагают, что в будущем краудфандинг мог бы также использоваться для отбора проектов, которые претендуют на господдержку. В России уже есть такой опыт: правительство Москвы и российский сайт коллективного финансирования запустили совместную программу по софинасированию общественно полезных инициатив. Муниципалитет добавляет столько же средств на реализацию идеи, сколько было собрано жителями столицы. Это позволяет определить, какие проекты действительно нужны городу, и более эффективно расходовать бюджетные средства.