Суть предложения проста: у оштрафованного водителя будет небольшой льготный период, в течение которого можно будет заплатить лишь половину суммы. Соответствующие поправки предлагается внести в Кодекс об административных правонарушениях. Как только флажок опустится, платить придется уже по полной. А если человек вовсе затянет расплату, ему надо готовиться уже к более серьезным санкциям, вплоть до обязательных работ за неуплату.
Впервые с подобной идеей выступил еще в конце 2011 года директор Федеральной службы судебных приставов России Артур Парфенчиков. Случилось это на очередной коллегии минюста, где главный судебный пристав рассказал о подобном опыте за границей.
Как пояснил тогда "РГ" Артур Парфенчиков, в различных странах установлен разный срок действия подобных скидок. Где-то - 72 часа, где-то - неделя. Как показала чужая жизнь, система действительно работает: людям нравится экономить даже на штрафах. Превысить скорость за полцены разве не заманчиво? Впрочем, с такими вещами лучше не шутить, особенно на дороге.
Вскоре после того как предложение прозвучало, в Госдуму действительно был внесен подобный законопроект, а затем и еще один, крайне похожий. Понятно, что уцелеть должен только один, если, конечно, идею вообще решат довести до конца. Первое чтение важный шаг, но далеко не окончательный: у инициативы есть и противники.
Некоторые критики полагают, что штрафной дисконт противоречит Конституции. Логика такова: раз перед законом все равны, нельзя допускать, чтобы более расторопные получали преимущество. Если наказание для всех одно, почему кто-то должен платить меньше? Еще один довод: лихачу, на взгляд критиков, дается слишком много воли по отношению к судебному решению. Штрафнику дают возможность выбора в той ситуации, где надо брать под козырек и выполнять без раздумий.
"Проект федерального закона, ставя размер административного штрафа в зависимость от решения лица, привлеченного к административной ответственности и обязанного этот штраф уплатить, дозволяет данному лицу самому определять, в какой мере он будет исполнять судебное решение, тем самым фактически изменяя его", - говорится в заключении правового управления Госдумы.
Некоторые критики даже предположили, что в случае принятия закон может стать поводом для многочисленных жалоб в Конституционный суд. По их словам, возможности получить дисконт могут лишиться водители, пойманные автоматическими видеокамерами. Если сообщение о штрафе придет поздно, льготный период будет просрочен - и вовсе не по вине водителя. "На практике постоянно встречаются случаи, когда постановление приходит по почте после того, как ГИБДД направит материал на принудительное исполнение. Получается, что водитель узнает о правонарушении только от судебного пристава", - сказал на заседании Госдумы один из скептически настроенных депутатов.
"На сайте ГИБДД существует система, по которой можно узнать о наличии вынесенных постановлений довольно оперативно, - ответил, в свою очередь, один из сторонников инициативы. - Думаю, опасения здесь напрасны, но мы в любом случае доработаем этот законопроект".
Не согласны сторонники идеи и с тем, что преференции за добросовестное отношение к наказанию - это нечто невозможное. "У нас в уголовной сфере есть условно-досрочное освобождение, - сказал автор принятого в первом чтении законопроекта депутат Вячеслав Лысаков. - Здесь мы говорим о половинке штрафа для людей дисциплинированных, которые не занимают излишней работой судебные органы или ГАИ. Ничего предосудительного я не вижу".
По его словам, новелла не позволит водителям откупаться за нарушения ПДД, это не индульгенция. К тому же с сентября прошлого года введены новые штрафы, карающие строже за некоторые повторные нарушения. К примеру, первый проезд на красный свет стоит 1000 рублей, а повторный - уже 5000 рублей. Получается, уверены сторонники идеи, суммы штрафов вполне могут быть плавающими в зависимости от ситуации.
"Неуплата штрафа лицами, допустившими правонарушение, является массовым явлением, что уже само по себе дискредитирует принцип неотвратимости наказания, - считают сторонники идеи. - Дальнейшее ужесточение законодательства путем увеличения штрафов в сложившейся ситуации не приведет к желаемым результатам - выполнению функции превентивности наказания, предупреждению нарушений Правил дорожного движения". Поэтому они и предлагают подумать о разумном дисконте.
Кстати, по данным Федеральной службы судебных приставов, в прошлом году из ГАИ к ним поступило 14,3 млн исполнительных производств по штрафам. В это число входят только те дела, по которым нарушители пропустили все сроки оплаты.
Кстати
Министерство связи и массовых коммуникаций разработало законопроект, предлагающий рассылать по электронной почте уведомления о штрафах за нарушение Правил дорожного движения, которые зафиксированы видеокамерами. По замыслу авторов документа, водитель сможет выбрать способ, каким ему удобнее получать письма из ГАИ: обычной почтой или электронной. И если он выберет Интернет, то сможет гораздо быстрее узнать, что задолжал.