Как сообщила "РГ" руководитель религиозной организации Августина Яковлева, регистрация прошла в установленные законом сроки, никаких препятствий никто не чинил. Между тем, вера в Айыы находилась в Якутии под запретом около 300 лет - со времени, когда край перешел под покровительство Российского государства и сюда пришло православие.
Многие якуты сейчас являются православными. Но даже посещающие церковь русские жители республики, к примеру, на охоте или рыбалке, прежде чем приступить к делу, сначала кормят огонь по якутскому обычаю, а затем крестятся:
- Ну, с Богом!
Древние религиозные традиции коренного народа здесь никогда не умирали. Их полный запрет был бы равносилен тому, чтобы запретить якутскую культуру.
- Ведь в основе народного эпоса "Олонхо" лежит религия Аар Айыы. У нашего народа не было письменности, и религиозные постулаты нашли свое отражение в устном народном творчестве. Из поколения в поколение их передавали сказители-олонхосуты, - рассказывает Августина Ильинична.
Точно так же в эту религию уходит корнями якутский шаманизм. Шаман - это далеко не только бубен и пляски у костра. Это довольно сложная и разнообразная культура и философия. Среди шаманов есть религиозные жрецы. Есть обрядовые шаманы и те, что занимаются целительством. Они живут в Якутии и сейчас. Считается, что среди них есть очень сильные.
А шаманские обряды в торжественных случаях использует даже светская власть. К примеру, при закладке или сдаче в эксплуатацию какого-либо значимого объекта в Якутии непременно проводят обряд благословения - алгыс.
Верховным божеством в религии Аар Айыы является творец мира Юрюнг Айыы тойон. У него 12 помощников, у каждого из которых свое предназначение. Кроме того, по якутской вере, существует множество духов, покровительствующих всему сущему. Самый популярный в народе - дедушка Байанаай, покровитель охоты. А в ветреную погоду, утверждают старики, даже можно расслышать, как щебечут и перекликаются в лугах духи трав и одуванчиков.
По якутской вере, существует три мира. Верхний, где обитают верховные божества, срединный, где живут люди, и нижний - обиталище темных сил. Шаманы способны проникать во все миры, но, как правило, они делятся на тех, что говорят только со светлыми божествами или советуются лишь с силами тьмы.
- Нашу веру путают с язычеством. Это неправильно. Она является северной разновидностью тенгрианства - поклонения небу. Мы не молимся идолам, у нас их просто нет, как нет и молельных храмов. Все обряды проводятся под открытым небом. Вообще, вера в Айыы очень добрая, солнечная. И я рада, что она получила официальное признание в наше непростое время. Пусть в мире будет больше доброты, - отмечает Августина Яковлева.
Стоит добавить, что местные представители православной церкви относятся к традиционным якутским верованиям вполне лояльно, хотя и не без доли напряженности. В глазах многих кормление огня и другие обряды давно воспринимаются как следование древним культурным традициям народа.