Восток России и Япония ищут новые направления сотрудничества

Недостаточность транспортных связей между ДФО и префектурой Хоккайдо (Япония) приводит к ослаблению взаимодействия этих территорий.

К такому выводу пришли члены постоянной смешанной комиссии (ПСК) по экономическому сотрудничеству между дальневосточными регионами России и Хоккайдо на состоявшемся во Владивостоке пленарном заседании.

О том, в каких сферах префектура готова сотрудничать с дальневосточниками, сообщила ее губернатор Такахаси Харуми. Это торговля выпускаемыми на Хоккайдо товарами, производство продуктов питания, сельское хозяйство, медицина и туризм.

В последнее время японский бизнес активизировал работу над совместными проектами в АПК.

На Сахалине по соглашению с ассоциацией пищевой промышленности Хоккайдо планируется модернизировать овоще- и картофелехранилище, создать бройлерное производство. Идут переговоры о строительстве складских помещений с применением энергосберегающей технологии и приобретении теплицы площадью в один гектар.

В Приморье предприниматель из Японии начал выращивать лук на экспорт. В следующем году перечень культур расширят за счет риса, сои, кукурузы, тыквы, а площадь посевов займет около тысячи гектаров. Кстати, японский фермер предложил дальневосточникам обрабатывать поля удобрениями и химикатами с помощью беспилотников. При дефиците рабочих рук на селе это хорошее подспорье.

Российские и японские бизнесмены намерены взаимодействовать в сферах сельского хозяйства, медицины и туризма

В 2015 году к участникам партнерства присоединится Амурская область, где стартует масштабный российско-японский проект по выращиванию сои и гречихи.

Замминистра экономического развития и внешних связей Хабаровского края Александр Шабовта привел пример эффективного сотрудничества в отрасли деревообработки: в регионе не только началось производство лущеного шпона из лиственницы по японским методикам, но и осуществляется экспорт этой продукции в Японию. Есть предложение развернуть в крае выпуск комплектов малоэтажных жилых домов.

- Используя японские технологии, мы намерены модернизировать главный аэропорт Сахалина, построить многофункциональный культурный, а также диагностический и реабилитационный центры. Хотим перенять опыт в сфере газификации жилья и автотранспорта, - сообщила министр инвестиций и внешних связей правительства Сахалинской области Екатерина Котова.

Но планы сложно реализовать, а деловые контакты расширить без транспортной доступности. Пока в более выгодном положении находится Сахалин: есть регулярная авиалиния Саппоро - Южно-Сахалинск и паромное сообщение Вакканай - Корсаков. Такахаси Харуми заявила, что необходимо открыть рейсы между Саппоро и Владивостоком. Турфирмы Хабаровского края также заинтересованы в регулярном авиасообщении с регионом, но начать предлагают с чартеров в пик туристического сезона.

А сахалинские власти выступают за то, чтобы в Японии вновь ввели правило безвизового пребывания на 72 часа. Тогда можно будет организовать двусторонние туры выходного дня, что и обеспечит коммерческую загрузку рейсов.

Компетентно

Борис Ступницкий, заместитель руководителя управления минпромторга РФ:

- ПСК "Дальний Восток - Хоккайдо" должна функционировать как институт взаимодействия, организовывать поддержку совместных деловых начинаний, которые и формируют площадку эффективного российско-японского сотрудничества на уровне регионального бизнеса, как у сахалинских коллег. В деятельности постоянной смешанной комиссии пока нет конкретных проектов, а в протоколах и резолюциях - предметных решений.