18.06.2014 23:24
    Поделиться

    "РГ"-советы: Как загореть без вреда для здоровья

    Как загореть и не сгореть
    В России могут запретить солярии - по крайней мере, Роспотребнадзор предлагает включить ультрафиолетовые лампы, используемые для искусственного загара, в перечень канцерогенных (вызывающих рак) факторов. Но и естественный ультрафиолет, а проще говоря - солнечное излучение, для кожи отнюдь не полезен, а иногда и смертельно опасен.

    Ученые из Великобритании сообщили, что за последние 40 лет количество больных с диагностированным раком кожи (меланомой) увеличилось в семь раз. Среди заболевших подавляющее большинство - это любители "пожариться" на пляже. Стремительно увеличивается количество случаев меланомы и в России: с 1998 года по 2008-й рост составил минимум 26%.

    Загорать до черноты мы любим в молодости, а фатальные заболевания кожи проявляются с возрастом. Но связь того и другого никаких сомнений уже не вызывает. Массовая мода на красивый шоколадный загар - чем темнее, тем лучше - пришла в 60-70-х годах XX века, одновременно купальные костюмы стремительно уменьшались по площади, обнажая тело все больше, и очень скоро количество заболевших стало расти. В Великобритании, например, от меланомы ежегодно умирают примерно две тысячи человек. А австралийские онкологи недавно опубликовали результаты исследования, согласно которому страдают не только "утомленные солнцем" на пляже, но также представители профессий, связанных с длительным пребыванием на солнце: фермеры, торговцы, строители, водители.

    В структуре онкозаболеваний новообразования кожи - на третьем месте. И самое злокачественное среди них - меланома - встречается не так часто, всего в 10% случаев. Но "зато" это самая агрессивная, сложная по течению и плохо поддающаяся лечению форма. До 90% летальности - почти безнадежно.

    Кто в группе риска?

    Во-первых, люди с большим количеством родинок (невусов). Меланома на первом этапе часто "маскируется" под родинку или родимое пятно. Но развивается в основном на неизмененной коже. Вот почему нужно регулярно осматривать тело, запоминая расположение и размер родинок. Если происходят перемены, лучше поскорее посетить онколога. Прагматичные американцы, помешанные на здоровье, даже фотоснимки делают, чтобы не пропустить изменения. Вторая группа риска - люди с I и II фототипами кожи, белокожие, плохо загорающие, со светлыми или рыжими волосами, светлыми же глазами, с веснушками. Их организм при воздействии ультрафиолета почти не вырабатывает защитный меланин - кожа повреждается намного легче, чем у смуглых и черноволосых южан.

    Чем коварна меланома?

    Развиваясь на поверхности кожи, меланома прорастает в глубину тканей. Эта форма рака образует метастазы - достигнув лимфатических или кровеносных сосудов, измененные клетки стремительно разносятся по организму, поражая все органы - от печени до головного мозга.

    Что опаснее: солярий или открытое солнце?

    В Америке всех клиентов соляриев просят подписать отказ от претензий на случай, если возникнут проблемы со здоровьем. Во многих странах ЕС солярии уже запретили, Россия, судя по всему, на подходе. Естественный солнечный свет, конечно же, полезен, но в умеренных дозах.

    Как правильно загорать?

    • Не жариться под полуденным солнцем: с 11 до 16 часов лучше вообще избегать солнца, особенно в южных широтах и в горах.
    • Самые безобидные лучи - с 9.00 до 11.00 и с 17.00 до 19.00.
    • Распространенная ошибка считать, что если солнце закрыто облаками, можно загорать без ограничений. Инфракрасное излучение облачность действительно ослабляет, но ультрафиолет - почти нет. Так что лучше не рисковать.
    • Спастись от излучения, естественно, помогает одежда, но правильно выбранная. Натуральные ткани пропускают не больше 1% вредного излучения, синтетика - до 50%. Светлые ткани предпочтительнее темных, так как отражают солнечные лучи.
    • К многочисленным средствам с УФ-защитой отношение у дерматологов сложное. С одной стороны, качественные кремы действительно отражают некоторое количество ультрафиолета. Но с другой, считая себя защищенными, намазавшиеся кремом перестают опасаться и нарушают "режим безопасности". Так что надеяться, что кремы полностью спасут от палящего солнца, наивно.

    Дополнительные причины не активничать с загаром

    1.  Даже если у вас смуглая кожа и вы легко загораете, от избытка солнца вам могут грозить другие неприятности, например, гиперпигментация (пигментные пятна), от которой очень сложно избавиться. Происходит это из-за чрезмерной выработки меланина. Так что даже смуглым людям чрезмерное солнце вредно.

    2. Истончение и иссушение кожи. Под действием ультрафиолета кожа теряет влагу и истончается, следствие - ранние морщины и дряблость.

    3. Страдает не только верхний слой эпидермиса. Происходит разрушение коллагена и эластина - белков, создающих своеобразный "каркас" для кожи, поддерживающих упругость (тургор). Так что со временем к поверхностным морщинкам добавляются более глубокие. Старение от загара - абсолютно доказанная вещь.

    4. Повреждается не только кожа, от ультрафиолета страдают глаза: есть риск получить воспаление роговицы, а в будущем ускорить развитие катаракты. Коварны солнцезащитные очки, не имеющие УФ-защиты. Это, как правило, дешевые пластиковые очки. Зрачок за темным стеклом расширяется, и количество попадающего в глаз излучения увеличивается. Так что к выбору очков нужно относиться со всей серьезностью.

    Между тем

    В России зарегистрирован первый "умный" препарат от меланомы

    Возможно, диагноз "меланома" перестанет быть приговором. Этот вид рака до сих пор крайне плохо поддавался лечению. Не так давно ученые смогли понять механизм развития опухоли: примерно у половины пациентов с меланомой тесты показывают вполне конкретное повреждение генома. В результате в организме образуются патологические белки, стимулирующие рост злокачественных клеток. "Точечно" воздействуя на такой белок, можно гораздо успешнее справляться с распространением меланомы даже на метастатической стадии.

    Именно такой механизм воздействия на болезнь использован создателями инновационного препарата, недавно разрешенного к применению в России.

    "К сожалению, значительная часть пациентов обращается к врачам уже в запущенной стадии меланомы, что значительно снижает вероятность выздоровления, - отмечает зав. отделением биотерапии опухолей РОНЦ им. Блохина РАМН, председатель Экспертной группы по меланоме RUSSCO Лев Демидов. - При наличии метастазов роль хирургии снижается, и на первое место выходит лекарственная терапия. Химиотерапия у таких пациентов высокой эффективностью не отличается. Будущее - за новыми таргетными препаратами, когда терапия направлена на конкретные молекулярные "поломки" у конкретных пациентов. Сначала с помощью специальных тестов определяют, есть ли у данного пациента эта "поломка", и, если тест это подтверждает, больному назначают препарат, подавляющий такую "мутацию". Сегодня в арсенале онкологов уже появились первые такие лекарства - это только начало. Мы прогнозируем, что через два-три года их количество увеличится и они будут покрывать больший спектр мутаций. Соответственно, пациенты будут получать индивидуальный, более эффективный план лечения".

    Поделиться