Условия таковы. Маршрут должен пройти через центры городов. Причем проложен он может быть только по той проезжей части, где плотность автомобильного потока не превышает тысячи автомобилей в сутки, а большая часть трассы позволяет ехать двоим велосипедистам бок о бок. При этом не менее трех четвертей дорог должны быть заасфальтированными. Особое внимание - на придорожный сервис. Не реже чем через каждые 30 километров на пути путешественника обязаны находиться точки общепита, не реже чем через 50 километров - места для ночлега.
- В Беларуси достаточно много совершенно незагруженных дорог общего пользования, по которым, не опасаясь за собственную безопасность, можно спокойно передвигаться на велосипедах. Поэтому для этого маршрута создавать отдельную велосипедную трассу нет нужды. При этом участки, требующие определенной доработки, улучшения инфраструктуры, конечно же, существуют, - вводит в курс дела Евгений Хоружий, председатель правления Минского велосипедного общества - разработчика маршрута.
Предварительно решено: маршрут пройдет через Беловежскую пущу, города Слоним или Зельву, Новогрудок, Ивенец, Раков, Заславль, Минск, Борисов. Впрочем, рассказывает Евгений Хоружий, нужно учитывать и позицию местных властей:
- Скажем, через Беловежскую пущу присмотрели один маршрут, а когда начали договариваться с администрацией национального парка, трассу пришлось сильно скорректировать, фактически она стала выходить в другой район. Многое зависит и от того, есть ли в окрестностях маршрута агроусадьбы, которые мы рассматриваем как место для ночлега. Надо связаться с их владельцами, узнать их условия, возможности.
Разработчики веломаршрута прекрасно понимают: все достопримечательности Беларуси за раз не охватишь. Но показать нужно максимум. Поэтому для привлечения как можно большего количества велопутешественников из-за рубежа стараются проложить трассу так, чтобы гости смогли увидеть не столько архитектуру страны, сколько сельский быт и природу. А не собьется ли велосипедист с пути?
- Любой велосипедный маршрут должен быть, понятное дело, обозначен на местности. Самый простой способ - нанести метки на деревьях, которые подтверждают: вы на трассе. Способ наиболее оптимальный - это указатели. Скажем, в Австрии они есть едва ли не на каждом перекрестке, вплоть до самого маленького, - говорит Евгений Хоружий.
В Минском велосипедном обществе рассчитывают, что активизируются и россияне. Ведь маршрут Eurovelo-2 должен пройти через Смоленск и достичь Москвы.