Накануне 100-летия с начала Первой мировой войны вышел этот сборник, составленный доктором исторических наук, экспертом по российской императорской армии и гвардии и потомком одного из ее генералов. Автор рассказывает о состоянии российских вооруженных сил к началу боевых действий и первых сражениях, в том числе - трагедии русской 20-й армии. Один из разделов посвящен "шпионскому скандалу" и личностям генерала Я.Г. Гандэика и полковника Мясоедова, ставшего предметом исторических споров и источником разнообразных мифологем. Другой раздел повествует о подвигах гвардейцев на полях сражений. Завершается издание воспоминаниями солдат и офицеров. Так, командир роты Сибирского стрелкового полка рассказывает об одном из эпизодов: "Начальник дивизии ген.-майор Андрей Георгиевич Елчанинов (профессор тактики в Импер. Военной Академии) вызвал меня к себе и сказал приблизительно следующее: "Вам хорошо известны результаты этих "усиленных разведок", пора покончить с этими свыше навязанными и дорогостоящими бойнями. Отныне это задание я передаю вам и вашей сотне. Проявите какую хотите инициативу, но - без "языка" не возвращайтесь…"
В издании подробно рассказывается о принципах образовательной политики дореволюционной России, структуре образования, в том числе - народного и "элитного", а также женского. Отдельные главы посвящены формированию образовательного и научно-технического потенциала России (Николаевская инженерная академия давало одно из лучших в Европе математическое и естественнонаучное образование), Санкт-Петербургской Императорской Академии наук и приоритетам образовательной политики до февраля 1917 года. В текст включены архивные документы, связанные с реформой образования, проводившейся Николаем II. Отмечена роль министров народного просвещения. Так при прямой поддержке императора граф Игнатьев, "уже как министр народного просвещения, в 1915-1916 годах существенно расширил сеть профессиональных учебных заведений Министерства народного просвещения… целью этих учебных заведений была уже не подготовка персонала для крупной промышленности, а повышение профессионального уровня населения в целом". Особенностью российского образования со времен Петра Великого была "связанная с ним высокая социальная мобильность… Для лиц, получивших образование в Российской империи были открыты, в буквальном смысле, все возможности и пути".
Впервые на русском языке издано произведение признанного классика. Цвейг в мельчайших деталях, с психологической достоверностью описывает историю любви. В самом начале повествования герой предстает двадцатитрехлетним выпускником университета, который в бедности вырос в чужих домах и перебивался работой репетитора и гувернера. По своей природе он неутомимый труженик, именно это качество и протекция профессора даровали ему место у владельца крупного производства, которому был нужен надежный помощник. Потом молодой человек получил предложение переселиться в особняк своего патрона - так тому было удобнее. И все было бы замечательно, если бы не молодая жена хозяина. Между нею и героем вспыхнула любовь. Затем молодой человек был отправлен с ответственным поручением на два года в Мексику. Возлюбленная обещала, что после его возвращения все изменится. Они считали дни до новой встречи. Но вскоре после его отъезда началась Первая мировая, сообщение между странами было прервано. Он занимался делами, тосковал, потом женился, появились дети. Но после войны всё же написал ей письмо и получил ответ. Они встретились - через девять лет: "Разве сами они не были тенями, ищущими свое прошлое, задающими смутные вопросы минувшему, которого уже не вернуть, тенями, которыми хотели жить, но не могли - ни она, ни он уже не были прежними. Они были другими, но все же гнались за прошлым, напрасно мучаясь, убегая и возвращаясь…"
Сборник глубоко психологичных и поэтичных миниатюрных зарисовок, в которых отображены различные душевные состояния современного человека - прежде всего, связанные со значимыми личными переживаниями. Несмотря на то, что облик мира заметно изменился в сторону деловитости и стремительности, почти не оставляя места романтическим терзаниям и мечтам, "дворцы из стекла и фарфора без тепла превращаются в хлам". Преуспевающая деловая женщина так же грезит о любви, как и ее прапрабабушки эпохи "оборок пышных", мадригалов и кринолинов, даже если она не рискует признаться в этом и самой себе. Современные противоречивые жизненные установки усложнили построение отношений. Автор в каждом произведении представляет многоплановую панораму подлинных чувств, создавая целый мир, неповторимый, как и каждая человеческая душа.
В этом актуальном романе философские рассуждения о людской природе органично переплетаются с меткими житейскими наблюдениями, а эпизоды глобальных потрясений - с элементами фантастических допущений, которые обостряют восприятие происходящего и делают картину более рельефной и внятной. Рассматривается сложная сущность современного общества, его самые жгучие проблемы: экономические и социальные кризисы, локальные конфликты, массовая миграция. Почему грамотные разработки и мудрые идеи, которые могли бы вывести человечество на новый уровень развития, на пути к реальному воплощению меняются до неузнаваемости? "Они словно не видят, как их ведомство шаг за шагом неотвратимо превращается в беспощадный карательный орган. Они уже не занимаются вопросами снабжения, безопасностью, содействием развитию взаимоотношений… но погрузились в размышления о том, каким ещё способом заставить пришельцев страдать. Так страдать, чтобы они убрались, наконец, восвояси". Бремя застарелых проблем и конфликтов почему-то перевешивает…
Вышедшая уже после смерти последняя книга знаменитого астронома и астрофизика рассказывает о самых больших тайнах и связанных с ними иллюзиях современности. Саган анализирует многочисленные мифы, как те, что сформировались в давние века назад (будь то царство эльфов или существование ведьм), так и появившиеся уже в XX веке ("воспоминания" человека о своих прошлых жизнях или тайных контактах с пришельцами). Опираясь на мнения ученых-экспертов и профессиональных психологов, он объясняет причины таких явлений. "Лженаука продвигается легче истинной науки, поскольку избегает сопоставлений с реальностью, а именно реальность, над которой мы не властны, проверяет любое открытие… Отчаяние нередко побуждает человека избавляться от тяжкого бремени скептицизма. Лженаука обращается к той мощной эмоциональной потребности, которую забывает удовлетворить наука, она подкрепляет наши фантазии об особом даре или способностях, которых человеку так не достает…". Автор предлагает читателям взглянуть на иллюзии с точки зрения здравого смысла, используя для этого методы научного познания, а также реальную статистику, объясняющее всевозможное неопознанное с точки зрения повседневности.