Новости

20.06.2014 16:36
Рубрика: Общество

Зачем нужна Всероссийская олимпиада по физкультуре

В российских вузах начинается вступительная кампания. Но далеко не для всех. Те, кому посчастливилось стать победителем или призером Всероссийской олимпиады школьников, уже поступили в вуз. В том числе и лауреаты Всероссийской олимпиады по физкультуре, проходившей в этом году в 15-й раз. Они получили такие же привилегии, как победители олимпиад по математике, физике, биологии.

Справедливо ли это? Какие таланты выявляет олимпиада по физкультуре? Основными ее целями и задачами названы "выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, пропаганда научных знаний, совершенствование физических возможностей людей, системы физических упражнений и формы занятий физическими упражнениями". Еще одной целью является "активное вовлечение школьников в процесс совершенствования собственной физической природы, использование соревновательных отношений и самостоятельных занятий физическими упражнениями как средств и методов организации свободного времени и культурного досуга".

Какие же испытания должны пройти участники заключительного этапа такой олимпиады, которая проводится в два тура? На первом нужно выполнить "теоретико-методические задания", на втором -"практические испытания базовой части школьной Примерной программы по физической культуре". Авторы заданий теоретического тура, недолго думая, взяли учебник Л.П.Матвеева "Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры (М.: Физкультура и спорт, 1991), и "разрезали" его на 40-45 олимпиадных заданий. По сути, это - CopyPaste учебника Матвеева. Но главное проблема в том, школьники должны ответить на вопросы, в которых мало что понимают. И не могут понимать. Ведь этот вузовский курс преподается в тесной связи с анатомией, физиологией, биохимией, биомеханикой, педагогикой и ещё рядом дисциплин, и некоторые вопросы с ними связаны.

Но дальше - больше. Основная часть заданий такова, что их не то, что оценить, но и прочитать без изумления невозможно. Например, надо выбрать один правильный ответ из нескольких: "Характерными задачами физического воспитания учащихся 1-4 классов являются…а) укрепление здоровья и свода стопы, профилактика нарушений осанки; б) расширение двигательного опыта; в) формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений; г) овладение "школой" движений". Понятно, что единственного правильного ответа тут быть не может.

Или такое: " Музыкальное сопровождение необходимо включать на уроках гимнастики, чтобы …а)… было веселее на занятиях; б)… познакомиться с современными мелодиями и авторами современных песен; в)… повысить эмоциональное состояние занимающихся, обеспечить большую действенность упражнений; г)… облегчить учителю обеспечение дисциплины на уроке".

А вот другой тип задания: "Закрытое механическое повреждение тканей и органов, характеризующееся нарушением ихфункций без явно выраженных морфологических изменений называется…". Ответить нужно "ушиб". Очевидно, по мнению составителей олимпиады, школьник, ответивший такой вопрос, вполне готов к "научно-исследовательской" деятельности.

А это уже для особо одаренных: "Субъективное состояние, возникающее в период тяжелого физического утомления и характеризующееся чувством облегчения называют ...". Ни за что не угадаете: "второе дыхание"!

Практический тур, который следует за теоретическим, рассчитан на тех, кто имеет "пятерку" по физкультуре. На нем проверяют только то, что входит в школьную программу. В этом году участники соревновались в традиционной гимнастике, в легкой атлетике, а также в баскетболе (три броска в кольцо, пробежка с мячом), и в "прикладной" физической культуре (прыжки через нарты). В общем, участник олимпиады должен легко справляться с любым видом спорта.

Мы спросили учительницу физкультуры одной из московских школ, способна ли школьная физкультура подготовить таких детей? "Школа не может готовить штучный товар, -- ответила она. -- На уроке, где 20-25 человек, можно дать только общее направление". Тогда возникает вопрос: почему это называется Всероссийской олимпиадой по школьной физкультуре?

Победители и призеры финала Всероссийской олимпиады по физкультуре, так же, как физики, математики, историки, имеют льготы при поступлении в вузы. Без каких-либо экзаменов победителей и призеров в Москве принимают четыре учебных заведения: Российский государственный университет физической культуры (РГУФК), Московский педагогический Институт физической культуры и спорта, Московский педагогический государственный университет, Московский Институт физкультуры и спорта.

Как рассказала "РГ" студентка РГУФКа, в ее институт победитель или призер такой олимпиады может поступить на любой факультет. А это и кафедры спортивного менеджмента, режиссуры спортивных мероприятий, туризма, спортивной журналистики… А "заодно" у них готовят профессиональных тренеров и учителей школьной физкультуры.

Раньше в Институте физкультуры был серьезный общий экзамен по плаванию, бегу и т.д., за которым следовал углубленный профильный экзамен. Плавание, например, обязательно требовалось сдать на норматив кандидата в мастера спорта. Сейчас все это необязательно: главное - результаты ЕГЭ по математике, русскому и биологии. А уж потом учитываются испытания по физкультуре, которые не играют решающей роли.

Получается, что победителем Всероссийской олимпиады по физкультуре должен стать, по сути, человек Возрождения - всесторонне развитый как интеллектуально (теоретический тур), так и физически (одарен в любом школьном виде спорта). Между тем, ясно, что подготовиться к теоретическому туру может любой троечник. К тому же, вызывает сомнение адекватность проверки такой олимпиады: так называемую "теорию" объективно оценить невозможно, а "практику" - тем более. Ведь это и не спорт, где так важен состязательный момент, и не физкультура, где нет соревнований.

Комментарий

Иван Ященко, член Центрального комитета Всероссийской олимпиады школьников, координатор проведения Всероссийской олимпиады школьников в Москве:

- В Москве мы получаем достаточно много нареканий по поводу содержания Всероссийской олимпиады по физкультуре. В том числе - от ребят из спортивных школ, серьезно занимающихся физкультурой и спортом. Они не понимают, зачем им "теоретическая часть", которая является в олимпиадных заданиях едва ли не главной. А учителя, которые обращаются к нам, говорят, что этот материал не входит в школьную программу по физкультуре, то есть, не изучается в школе. Сейчас все это стало особенно очевидным. Раньше в олимпиаде по физкультуре участвовало очень небольшое число детей, в основном те, кто планировал поступать в Институт физкультуры и интересовался теорией этого предмета. Сейчас, когда все школы стали проводить олимпиады по всем предметом, начало расти возмущение соревнованиями, которые не интересны детям, не мотивируют их к изучению той или иной дисциплины. Школьники, которые интересуются занятиями физкультурой, вынуждены заставлять себя учить по вузовским учебникам непонятный, неинтересный, не мотивирующий их материал.

Именно поэтому, мы будем рады, если минобрнауки РФ рассмотрит вопрос о совершенствовании олимпиады по этому предмету. Государство задумалось о возвращении настоящей физкультуры в школу, и в этом смысле олимпиада в нынешнем ее виде, этому противоречит. Кроме того, существенные нарекания вызывает то, что на региональном этапе, наименования тех видов спорта, по которым проходят олимпиада по физкультуре, становятся известны буквально за день до ее начала, и ребята не успевают хоть чуть-чуть подготовиться. Все это может приводить, в том числе, и к травмам.

Общество Образование Реформа образования