Напомним, что сейчас в Госдуме готовятся ко второму чтению поправки в закон об ОСАГО. Они предусматривают увеличение выплат по материальному ущербу до 400 тысяч рублей вместо сегодняшних 120, а по ущербу жизни и здоровью - до 500 тысяч, вместо 160. Кроме того, по жизни и здоровью предлагается ввести выплаты фиксированными суммами в зависимости от тяжести вреда. До сих пор возмещались только фактически понесенные расходы. Кроме того, в качестве эксперимента для четырех регионов - Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область - выплаты по Европротоколу, то есть оформлению аварии без вызова ГИБДД, будут ограничены только максимальным лимитом по ОСАГО.
Между тем страховщики заявляют, что рынок убыточен и при сегодняшних выплатах. И требуют увеличить тариф. Однако на последнем заседании Комитета Госдумы по финансовому рынку было озвучено, что закон вступит в силу уже с октября, а тарифы, возможно, будут изменены только с 1 января 2015 года. Причем Центробанк настаивает на увеличении тарифа на 23 процента. У страховщиков свой взгляд на эту тему. Только при нынешнем уровне выплат они считают необходимым увеличить тариф примерно на 12 процентов. А с учетом увеличения всех выплат - на 50-53 процента.
Поэтому мнение научного сообщества на эту тему наиболее интересно. По мнению российского математика, академика РАН и депутата Госдумы Бориса Кашина, закон об актуарной деятельности, принятый в 2013 году, должен поспособствовать развитию рынка автострахования и свести на нет существующие противоречия. "Любой тариф должен проходить оценивание со стороны актуариев - это базовый принцип. Однако привлекать таких экспертов стали лишь недавно. Данный сектор вообще долгое время игнорировался. Законы, выгодные страховщикам, активно лоббировались в Госдуме , а интересы государства и потребителя в результате оставались за скобками. Теперь профессиональная помощь актуариев позволяет принимать взвешенные и, можно сказать, обоснованные решения. Главное, чтобы отчеты, предоставляемые этими компаниями, были независимыми и доказательными. А коллективная работа исполнительной и законодательной власти должна перерастать в окончательные решения. Главное, чтобы учитывались интересы общества".
Первый заместитель генерального директора ОАО СК "Альянс" Дмитрий Попов уверен, что перед изменением тарифов необходимо проводить полномасштабное исследование рынка автострахования, учитывать его динамику. "В этом вопросе нужно избегать эмоциональности и невзвешенных решений. Любое изменение должно основываться на статистике. Мы организовали по-настоящему серьезную работу - было исследовано более 95% рынка, данные переданы в два независимых актуарных центра - в НААЦ и TowersWatson. В итоге различия в их отчетах оказались незначительными. Именно на них основываются принимаемые решения".
"Результаты проверки показали, что статистика, предоставленная РСА, абсолютно валидна, методика, использованная НААЦ, абсолютно профессиональна", - отметил заместитель начальника управления - начальник отдела анализа и методологии финансовой устойчивости субъектов страхового дела ЦБ Роман Точилин.
Актуарии сходятся в расчетах по многим пунктам. Главная их задача - правильно взвесить риски для страховых компаний. Если в расчетах будет допущена ошибка, страховщик может попросту обанкротиться, так как его денежный резерв не будет отвечать объемам необходимых выплат страхователю. Что касается представителей Центробанка, то они сходятся во мнении, что необходимо следить за платежеспособностью страховщиков, поскольку в случае банкротства компании пострадавшими в итоге окажутся потребители.
Об особенностях работы актуариев рассказал представитель НААЦ Евгений Яненко. "В первую очередь мы создаем уникальную статистическую базу. Она основывается на данных сотен страховых компаний, которые анонимно передают свои отчеты в наш центр. Мы проводим сложные расчеты, которые будут актуальны и в долгосрочной перспективе, поскольку для вычислений закладываются прогрессивные и наиболее вероятные величины, отражающие инфляцию и цены на товары и услуги. К примеру, мы учитываем зависимость между мощностью двигателя и городом, где он будет эксплуатироваться, большое внимание уделяем стажу водителя. Далее мы обобщаем полученные результаты. Такая работа позволяет уравновесить риски, существующие на рынке".
Руководитель НААЦ Валерий Баскаков уверен, что на сегодняшний день необходимо увеличить лимит ответственности по ОСАГО со 120 до 400 тысяч рублей. Это сделает потребителя более защищенным. При этом тарифы не поднимутся значительно. "При расчетах мы руководствуемся принципом отвлеченности от чьих-либо интересов. Это обыкновенная математика, которая и формирует структуру статистической информации. При расчетах используются такие сложные вычислительные принципы, как регрессионная модель Кокса и логнормальное распределение. Сегодня страховые компании уже начинают терпеть убытки, поэтому для их нормального функционирования следует пересмотреть тарифы. При этом страхователи не должны из-за этого страдать".
По мнению кандидата экономических наук, члена правления Гильдии актуариев Игоря Котлобовского, ситуация на рынке ОСАГО складывается не лучшим образом. "Проблема в том, что страховщики, законодатели и представители ЦБ никак не могут договориться. Подобная неопределенность должна быть устранена в ближайшее время. Другая сложность заключается в том, что рост инфляции постоянно вносит изменения в работу страховых компаний. Поэтому требуется и четкий мониторинг экономической ситуации. Если взаимодействие будет налажено, то нам удастся установить справедливые и математически обоснованные тарифы. Важную роль в этом процессе должны сыграть актуарные центры".
Примечательно, что, по расчетам актуариев, сейчас при нынешней ситуации тариф действительно необходимо увеличить на 12 процентов. Но при вступлении в силу поправок в закон об ОСАГО актуарии считают, что тариф должен вырасти уже на 70,5 процента, если на получение выплат по жизни будут претендовать все родственники погибшего.