Итак, дано. Школа, которая категорически не приучает детей к чтению, и вообще учит их не думать, а расставлять правильные знаки в правильных местах, то есть сдавать ЕГЭ. Гаджеты, гаджеты, гаджеты, которые отрывают потенциальных читателей от книг. Телевизор мой любимый, который, скажем прямо, не всегда способствует тому, чтобы люди о чем-нибудь задумались. Эстрада, звучащая отовсюду, которая давно уже стала антонимом слова "мысль". Многочисленные боевики, будоражащие эмоции, а не разум...
Спрашивается в задаче: какие книги будут читать люди, потребляющие все это.
Ответ: никакие не будут, не принимается. Мы сейчас говорим не о том, много или мало читают, а что читают.
Каков Ваш ответ?
Подозреваю, что он неправильный. Во всяком случае, я, признаться, не очень хорошо думал о нынешних литературных вкусах, а вот - подишь ты...
Сайт Pro.books.ru недавно опубликовал рейтинг самых покупаемых книг. И что мы видим? Дешевые во всех смыслах детективы, да сентиментальные женские романы лидируют? Как бы не так!
Лидирует роман Захара Прилепина "Обитель", о котором я писал в "Российской газете". Это подлинный, серьезный, объемный роман, чтение которого требует определенных усилий. Роман никак не относится к тем книгам, которые можно читать через страницу в метро или в электричке.
На втором месте роман одного из самых популярных нынче американских писателей Джона Майкла Грина "Виноваты звезды".
На третьем месте - внимание! - Дина Рубина. Один из самых интересных и глубоких современных писателей. Это уж никак не чтиво. Это подлинная литература.
Как Вам такая первая тройка? Но самое интересное начинается дальше.
Борис Акунин. Понятно. Акунин сам себя называет не писателем, а беллетристом. Хорошо, пусть так. Однако беллетрист он замечательный.
Дальше - внимание! - Виктория Токарева с книгой "Сволочей тоже жалко". Токарева принадлежит к тем писателям, у которых есть узнаваемый, собственный почерк. А это, доложу я Вам, не столь часто бывает.
Далее... Набрали в грудь воздуха... "Сто лет одиночества" Маркеса. Смерть великого писателя очень лично восприняли многие российские люди. То, что они побежали в магазин покупать великий роман великого писателя, - по-моему, замечательно.
А следом идет еще один гениальный роман еще одного гения: "Убить пересмешника" Харпер Ли.
Хочется ущипнуть себя за нос и спросить: "Где я?" Это ведь здесь, в России, где мы все так любим ругать самих себя за то, что разучились читать и думать, за то, что очень полюбили пошлость, за то, что серьезная литература сегодня не в чести...
Следующий после Акунина автор детективов - Полина Дашкова - появляется на одиннадцатом месте со своим романом "Соотношение сил". Но те, кто следит за творчеством этого замечательного писателя, заметил, что она давно отошла от детективов довольно далеко.
Я излишне оптимистичен? Может быть... Только иногда мне кажется, что мы сами к самим себе относимся, наоборот, излишне пессимистично.
Совсем недавно Государственной премии были удостоены создатели картины "Легенда N 17". Эту картину принято называть патриотической - может быть, не берусь судить. По мне она - умная и человеческая. Этот фильм про сложные и потому невероятно интересные отношения между людьми: в первую очередь Тарасовым и Харламовым, между учителем и учеником. Это фильм про воспитание, про то, какая удивительная связь может возникнуть между учителем и учеником, если они - именно сложные и именно интересные люди. И зритель на эту картину пошел! А на некоторые отечественные комедии, которые не столько воздействуют на зрителя, сколько его как бы щекочут, - практически не явился.
А вдруг это тенденция?
В конце прошлой неделе канал "Культура" показал концерт, посвященный Юрию Визбору и Аде Якушевой. Концерт состоялся - внимание! - в Большом Кремлевском дворце. Зал был заполнен до отказа.
А вдруг это тенденция?
Мне начинает казаться, что люди переели всякой литературной, телевизионной, музыкальной глупости и пошлости, отравились и теперь хотят другого.
Что, все люди?
Конечно, не все. В конце концов в этом списке появляются книги, само название которых писать как-то неловко. Например, "Космопсихолухи в 2 томах". Не читал этой книги, признаюсь, но с трудом верится, что настоящая литература может называться так.
Однако все-таки хочется верить, что люди начинают относиться к произведениям литературы и искусства не только как к возможности развлечься, в чем, собственно говоря, нет ничего плохого, но как к способу понять что-то новое о самом себе и о мире, тебя окружающем.
Умный - это ведь не значит скучный. Произведения Прилепина, Рубиной, Токаревой, Радзинского, которые входят в первую двадцатку, - очень увлекательные. И умные. То есть заставляющие познавать себя и мир. Для меня в литературе это вот познание всегда было делом самым интересным. Дело это никакой Интернет - при всем уважении - заменить не может.
Очень важно, чтобы создатели книг, фильмов, спектаклей поверили, что такая тенденция есть. Что есть много людей, которые ждут от них не скучного, но умного и серьезного разговора.
Потому что если тенденцию поддерживать, - она станет явлением. А не поддерживать - погибнет.