Билеты для своих и чужих
Международная федерация футбола очень внимательно изучила опыт проведения турнира в ЮАР четыре года назад и посчитала, что зарубежные поклонники футбола способны платить за удовольствие присутствовать на игре своей любимой сборной в разы больше, чем местные жители.
Для бразильцев сделали отдельную квоту и здесь можно было приобрести билет от 15 долларов - для учащихся, пожилых людей старше 60 лет и получателей социальных пособий. Для всех остальных местных болельщиков цена была фиксированной - 30 долларов или чуть больше 60 реалов.
Иностранцам повезло куда меньше. Минимальная цена на билет группового раунда за воротами и на верхотуре - 90 долларов. Билеты на финал ФИФА решила продавать иностранцам от 440 долларов за неудобные места, до 990 - за центральные трибуны. Тем, кто не захотел заниматься покупкой билетов самостоятельно, на выручку пришли многочисленные конторы-однодневки. Скажем, вместо 120 долларов на боковые сектора "Мараканы" матча Россия - Бельгия, коммерсанты продавали эти же билеты за 550 долларов и желающих купить было в избытке!
Итак, болельщики со всего мира в итоге приехали в Бразилию, имея на руках индивидуальный пакет билетов на конкретные матчи. Но на месте многие из них поняли, что просчитались. Перелеты по стране оказались длинными и слишком дорогими, цены на отели и питание чересчур высокими. В итоге многие стали отказываться от идеи поболеть на стадионе в каком-нибудь Ресифе или Салвадоре. И, сидя в отеле в Сан-Паулу или Рио-де-Жанейро, занялись настоящей коммерцией. "Продаю билет на матч Португалия - США. Самовывоз из Манауса. 200 долларов". Такими объявлениями кишат социальные сети, но желающих потратить несколько тысяч долларов для того, чтобы добраться до Амазонии или другого далекого уголка Бразилии находятся единицы.
В итоге такие билеты попросту "сгорают", и телезрители видят зияющие пустотами арены. Есть и еще одна серьезная проблема для приезжих, желающих избавиться от ненужного билетика - очень сильно "демпингуют" местные любители футбола. Бразильцы с радостью ходят на матчи сборной своей страны, ни за какие деньги не променяют возможность увидеть Неймара и Ко живьем, а вот на остальные матчи стараются продать свой билет, да подороже. Если получается, то местный обыватель, получив 200-300 долларов прибыли, уходит счастливым домой, если нет - идет грустно смотреть игру.
Очень редко встречаются и исключения. Скажем, перед "топовым" матчем Уругвая и Англии в Сан-Паулу британцы, которые не позаботились о билетах заранее, готовы были выложить за них до 1000 долларов наличными и буквально бросались на проходящих мимо. Но желающих продать билет так и не нашлось.
Фамилия не имеет значения
Каждый билет для простого болельщика сугубо индивидуален. На нем в обязательном порядке стоит фамилия, имя купившего и номер документа, по которому тот был приобретен. Но по большому счету все это может пригодиться только для отчетности ФИФА. В Бразилии на эти мелочи никто не обращает внимание - если даже на билете написано Иван Иванов, а на трибуну проходит пожилая кореянка, местным силам безопасности на это наплевать. Документы у болельщиков никто на входе не проверяет, да и прочитать некоторые фамилии (особенно славянские) секьюрити попросту не в состоянии!
А вот в журналистских билетах полная анархия - на них вместо фамилии и имени написано: "Специально для прессы, не подлежит продаже и передаче". Индивидуальны только лишь конверты, в которых они лежат - на каждом название СМИ. На эти билеты при входе на трибуну тоже мало кто смотрит, и коллеги часто рассаживаются по интересам. Билет здесь скорее как сувенир в личную коллекцию.
И еще очень важный момент, о котором хотелось бы сказать - если вы свой билет, не дай бог, потеряли или у вас его украли, то можете расслабиться и забыть о футболе. В ФИФА решили, что в целях борьбы с подделками копии и дубликаты билетов не будут делаться ни при каких обстоятельствах. Если человек не сохранил дорогостоящий кусочек картона, то, по мнению организаторов, это его личные проблемы. Оргкомитет даже выпустил специальное обращение к фанатам, где призвал внимательно относиться к билетам:
"Напоминаем вам, что к билетам следует относиться так же внимательно, как и к наличным деньгам. Просим вас соблюдать бдительность и постараться не допустить потери или кражи билета на матч, в противном случае мы ничем не сможем вам помочь".
Печатный станок не остановить
Но дельцов теневого рынка такая политика ФИФА вполне устраивает. Простому смертному посмотреть и сравнить - настоящий вы покупаете билет с рук у "доброго человека" или подделку невозможно. Если вы начинаете сомневаться и задавать слишком много вопросов, то "жучок" немедленно потеряет к вам интерес и перестанет понимать английский, сосредоточившись на поиске новой жертвы. А простачков, увы, хватает и многие очень сильно расстраиваются, когда на входе их билет "не проходит" сканер со штрих-кодом. Доказать что-либо в этой ситуации будет невозможно. Вас просто не пустят на стадион.
Первая неделя чемпионата выявила уже больше двух сотен подделок по всей Бразилии, которые от оригинала отличались лишь несоответствием голограммы и "левыми" штрих-кодами. Такое высокое качество фальшивок очень испугало директора по маркетингу ФИФА Тьерри Вайля, который был удручен этим фактом: "Боюсь, что с каждым днем таких качественных подделок мы будем выявлять все больше. Я связывался с бразильскими властями, но они не смогли ответить, как можно бороться с этим явлением. Приходится признать, что остановить это практически невозможно. Ведь билеты покупают в основном туристы, приехавшие к нам в гости, и полиция не в состоянии отследить канал поставок и точки продаж. Остается только предупредить всех, кто приехал на футбол - не выбрасывайте свои деньги на ветер и если хотите посмотреть футбол, но не имеете билета, лучше приходите в фан-зону".
Кто сколько получил?
Каждая национальная федерация, чья сборная пробилась в финальную стадию ЧМ-2014, получила от ФИФА свою билетную квоту.
Скажем, по данным Российского футбольного союза, на российских любителей футбола пришлось 26 978 билетов, из которых 8278 приходится на групповую стадию, а 18 700 - на плей-офф. Из них часть выделили Всероссийскому объединению болельщиков (ВОБ), а остальные - для профессиональных футбольных лиг, региональных федераций футбола, футбольных клубов и других целевых организаций.
В качестве наглядных цифр приведу такую табличку. На матчи группового этапа для российских болельщиков было выделено:
Россия - Южная Корея - 1994 билета.
Россия - Бельгия - 4444 билета.
Россия - Алжир - 1840 билетов.
Отметим, что во время матча в Куябе с корейцами на трибунах кроме 1994 человек по квоте было около трех тысяч фанатов, самостоятельно купивших билеты через сайт ФИФА. В Рио-де-Жанейро "одиночек" было уже в разы больше - порядка семи тысяч человек.
К слову, цена "пакета" билетов самой дешевой, третьей категории (места за воротами) на все три матча сборной России на групповом этапе стоил официально порядка 270 долларов.
А как будет у нас?
В Оргкомитете ЧМ-2018 сообщили, что точная дата продаж билетов на матчи мирового чемпионата в России пока неизвестна, более того, цена индивидуальных и "пакетных" билетов также будет корректироваться с учетом инфляции, и ждать таких новостей не следует ранее 2016 года. В Оргкомитете просили быть болельщиков внимательными и не соблазняться на предложения разного рода "коммерсантов", которые уже сегодня принимают "бронь".
Скорее всего, покупка билетов, как и ранее, будет проходить на официальном сайте ФИФА.
1. Зайти на сайт www.fifa.com и зарегистрироваться. Заполнить анкету.
2. Активировать персональный аккаунт.
3. Выбрать доступные матчи (нужные вам).
4. Выбрать сектор и ценовую категорию билета. Билеты на групповой турнир или билеты на полуфинал. Одному болельщику обычно можно заказать до 4 билетов на один матч и посетить до 7 матчей на турнире.
5. Далее необходимо "оформить заказ", в процессе оформления можно найти полную информацию о вашем заказе и итоговой стоимости. Заполнить графу место проживания и способ оплаты.
6. Получить индивидуальный код запроса.
7. После подтверждения заказа, на указанный вами e-mail придет подтверждающее письмо.
8. После оплаты билета ваш заказ придет по почте не позднее чем за три недели до старта турнира.