Федеральное законодательство на первом этапе разрешает облагать налогом по новой системе только предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания, а также офисы. При этом площадь объекта должна составлять не менее трех тысяч квадратных метров, то есть речь идет о крупном бизнесе (в Москве, для сравнения, новая система применяется к объектам площадью от 5 тысяч квадратных метров). Максимально закон разрешает брать с предпринимателей до 1,5% от кадастровой оценки, но в Смольном уже заявили, что в Северной столице на первом этапе ставка будет существенно ниже. Переходить на нее будут постепенно, а начнут с величины 0,2-0,3%. "Мы планируем определить ставку так, чтобы по налоговым платежам не было скачка, - пояснил председатель комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга Валерий Калугин. - В дальнейшем ее изменение будет зависеть от роста экономики. Если ВВП будет расти, то на 2016 год возможно 0,4-0,5%, а при стагнации экономики - снижение. К тому же мы должны понимать удельный вес налога на имущество в экономике предприятия, других его налоговых платежах".
По мнению экспертов, увеличение платежей заставит нерентабельные предприятия избавляться от участков и объектов, не вовлеченных в бизнес-процессы. То есть в городе со временем исчезнут заброшенные земельные участки и полупустые цеха, которые владельцы придерживают до лучших времен. Однако произойдет это еще очень не скоро, так как первой в эксперимент вовлекают только сферу обслуживания. К примеру, если на предприятии имеется столовая - пусть даже она работает не только для сотрудников, но и для посетителей "со стороны", то новые правила на нее распространяться не будут.
При этом эксперты больше не намерены доверять сведениям на бумаге, а будут лично проверять каждый из трех-четырех тысяч объектов, которые подпадают под действие нового закона. Контролировать планируется прежде всего функциональное использование, поскольку сейчас закон позволяет при осуществлении нескольких видов деятельности в документах указывать один из них как основной. К примеру, самый дорогой в городе (по сумме сделки) торгово-развлекательный комплекс "Галерея" у Московского вокзала по документам проходит как многоэтажный паркинг, так как парковка у него тоже есть.
По закону процедура инвентаризации будет выставлена на торги, но победитель с большой долей вероятности известен заранее. Это ГУП "ГУИОН". "Мы готовы участвовать в конкурсе, - подтвердил его генеральный директор Александр Зленко. - Если мы его выиграем, то планируемый объем работ предприятию реально выполнить в установленные сроки. Для этого у нас есть постоянно обновляемая база мониторинга рынка недвижимости, опыт в построении и применении экономико-математических моделей в сжатые сроки для определения кадастровой стоимости. К примеру, в 2012 году на оценку кадастровой стоимости 2,5 млн объектов у нас ушло около четырех месяцев".
Инвентаризацию, параметры которой будут указаны в соответствующем постановлении городского правительства, планируется завершить до 1 сентября 2014 года. "Опасения бизнеса, что налог придется платить дважды - отдельно земельный налог и в составе налога на имущество, - необоснованны, так как стоимость земли из оценки объекта капитального строительства мы вычтем, - заверил замглавы департамента оценки предприятия Василий Цымбалов. - Некоторые объекты после проведения инвентаризации могут даже упасть в цене, так как ранее были учтены неправильно".
Однако пока таких радужных перспектив новый закон, а точнее, его реализация, не сулит никому. Более того, бизнес уже оценивает судебные перспективы нововведения. Как рассказала член совета директоров компании "Максидом" Мария Евневич, их гипермаркет на улице Тельмана в Невском районе оценен дороже, чем "Стокманн" на Невском проспекте - 50 и 30 тысяч рублей за квадратный метр соответственно. По мнению Евневич, их оценка завышена как минимум втрое. А самым дорогим, согласно кадастровой оценке, оказался небольшой торговый центр над станцией метро "Звенигородская". "По закону для юридических лиц существует только два варианта оспаривания этих данных, - рассказал Калугин, - это работа согласительной комиссии и суда. Но комиссия оценивает только формальную сторону, то есть были представлены необходимые сведения или нет. Поэтому сейчас мы готовим предложения губернатору о разработке законопроекта, делающего комиссию реальным досудебным органом, который возьмет на себя все тяготы разрешения спора, оценки позиций той и другой стороны. Если же комиссия решит отклонить жалобу, то в суде будет оспариваться решение комиссии, а не предыдущие результаты оценки".