Новости

24.06.2014 00:40
Рубрика: Экономика

Офшор теряет ценность

Текст: (партнер, руководитель налоговой практики адвокатского бюро "Линия права")
В России вводятся правила контролируемых иностранных компаний
Минфин опубликовал обновленный законопроект, который предусматривает введение в РФ правил контролируемых иностранных компаний (КИК), а также ряд дополнительных инструментов, направленных на борьбу с уклонением от уплаты налогов с использованием низконалоговых (офшорных) юрисдикций.

КИК признается иностранная организация или структура (фонд, партнерство, траст и пр.), которая подконтрольна российскому налоговому резиденту (физическому или юридическому лицу), при условии, что юрисдикция инкорпорации КИК не обеспечивает обмен налоговой информацией с РФ, и эффективная налоговая ставка, по которой облагалась прибыль иностранной организации или структуры в течение отчетного периода, не превышала 15%. Указание в законопроекте такого размера эффективной налоговой ставки означает, что КИК будет признаваться организация (структура), созданная в любой традиционной холдинговой юрисдикции (Люксембург, Нидерланды, Швейцария и др.), поскольку все они предусматривают специальные льготные режимы для налогообложения пассивных доходов в виде дивидендов или прибыли от продажи акций в дочерних компаниях.

Исключение из этого правила сделано для случаев создания иностранной организации в странах Евразийского экономического союза (Россия, Белоруссия, Казахстан) и случаев участия российского налогового резидента в иностранной некоммерческой организации, которая в соответствии с национальным законодательством не распределяет полученную прибыль среди акционеров (участников), или участия в иностранной организации, акции которой прошли процедуру листинга и (или) были допущены к обращению на бирже, включенной в перечень, утверждаемый Центробанком по согласованию с минфином.

Под контролем понимается возможность российского резидента самостоятельно или совместно с взаимозависимыми лицами в своих интересах или в интересах взаимозависимых лиц оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые КИК в отношении распределения прибыли в силу как прямого, так и косвенного участия в КИК или иным способом.

Законопроект предусматривает 10-процентный порог участия в КИК как частный случай признания российского резидента контролирующим лицом (за исключением участия, реализованного через прямое или косвенное участие в иностранной организации, акции которой прошли процедуру листинга и (или) были допущены к обращению на бирже по перечню ЦБ и минфина). Также для налогового резидента РФ предусмотрена возможность самостоятельно признать себя контролирующим лицом по иным основаниям.

Правила КИК предусматривают включение в налоговую базу контролирующего лица - налогового резидента РФ нераспределенной прибыли подконтрольной ему иностранной организации или структуры, которая соответствует его доле участия в капитале КИК, за вычетом выплаченных из прибыли дивидендов.

Прибыль КИК определяется начиная с 2015 года и учитывается у российского налогоплательщика, если ее величина, рассчитанная по правилам гл. 25 НК РФ, превышает 3 млн руб. Прибыль КИК не уменьшается на расходы (убытки) контролирующего лица от прочей деятельности и облагается по стандартным ставкам: 13% - для физических лиц и 20% - для юридических лиц. На налогоплательщиков возлагается обязанность самостоятельно уведомлять налоговые органы об участии в любой иностранной организации, если доля такого участия превышает 1%, или уведомить об участии в КИК, если выполняются перечисленные условия.

Законопроект также вводит понятие налогового резидента РФ в отношении юридических лиц. Иностранные организации должны признаваться налоговыми резидентами РФ в соответствии с международным договором или в связи с фактическим управлением такими организациями в России. При этом РФ признается местом фактического управления, если выполняется хотя бы одно из трех условий: заседания руководящего органа организации проводятся в РФ, руководство управляет организацией обычно из РФ, а руководящие должностные лица организации ведут свою деятельность в РФ.

В качестве дополнительных признаков признания иностранной организации российским налоговым резидентом будут учитываться ведение бухгалтерского, управленческого учета и делопроизводства организации в РФ, а также издание приказов, наем сотрудников и управление персоналом в РФ.

Кроме того, законопроект предполагает внесение изменений в порядок налогообложения акций иностранных компаний, которые прямо или косвенно владеют недвижимостью в РФ. Так, если доля недвижимости (косвенного участия в компании, владеющей российской недвижимостью) превышает 50% активов иностранной компании, доход от реализации акций такой компании признается доходом, полученным из источников в РФ, и подлежит обложению российским налогом на прибыль. Предваряя введение новых правил налогообложения косвенной продажи недвижимости, по инициативе российской стороны уже внесены необходимые изменения в международные соглашения с Кипром, Люксембургом и Швейцарией.

Этот вариант законопроекта является крайне жестким. В то же время в июне в минфине состоялось совещание с участием представителей крупного бизнеса, ФНС и минэкономразвития, на котором обсуждалась возможность введения переходного периода для определенных правил (порог участия в КИК) и смягчения некоторых требований (возвращение "черного" списка низконалоговых юрисдикций, как в первоначальном варианте законопроекта), а также налоговая амнистия возвращаемого из низконалоговых юрисдикций капитала. Минфин готов всерьез обсуждать уступки.