Законопроектом предлагается повысить налоговую ставку на треть предприятиям, доля работников-иностранцев у которых, в том числе по гражданско-правовым договорам, превышает 30%. Исключение составят только иностранцы, привлеченные в качестве высококвалифицированных специалистов. Ставки поднять планируется по налогу на прибыль организаций, по НДФЛ, по единому сельскохозяйственному налогу, по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также при использовании упрощенной или патентной системы налогообложения.
Авторы считают, что такое повышение сделает экономически нецелесообразным использование неквалифицированной иностранной рабочей силы, в свою очередь это приведет к тому, что на работу будут брать граждан РФ.
Трудовая миграция, легальная и нелегальная, - один из самых острых социальных и политических вопросов в России, считают авторы законопроекта: "Возрастающее количество мигрантов по сравнению со своими предшественниками обладают более низким уровнем образования, знания русского языка и профессионально-квалификационной подготовки. Востребованность таких мигрантов обуславливается их низкими заработными ожиданиями. При этом наблюдается эмиграционный отток из страны квалифицированных специалистов. Действующее миграционное законодательство РФ не в полной мере отвечает потребностям экономического развития страны. Оно ориентировано на привлечение временных иностранных работников и не содержит мер, направленных на стимулирование привлечения работодателями граждан РФ, в то время как действующие на территории РФ биржи труда заполнены желающими найти работу".
Иностранцы большую часть заработной платы, полученной в РФ, переводят к себе на родину. Соответственно, капитал утекает из страны, что негативно сказывается на экономике. Повышенными налоговыми ставками авторы законопроекта хотят исправить эту несправедливость.
Однако Надежда Орлова, партнер ФБК по налогам и праву, с такой постановкой вопроса не согласна: "С моей точки зрения, идея этого закона не только утопична, но и вредна. Действующее законодательство постулирует для иностранных работников те же права и аналогичные обязанности, что и для россиян. Предлагаемый же законопроект устанавливает дискриминационные условия для компаний, которые используют иностранных работников. Такие предложения противоречат той политике, которую проводит руководство страны по стимулированию экономики, превращению Москвы в международный финансовый центр и созданию Евразийского экономического союза. Условия формирования ЕАЭС предполагают в том числе объединение трудовых ресурсов входящих в него государств. То есть законопроект не учитывает, что иностранные работники могут оказаться гражданами именно стран - членов союза. Когда государство хочет стимулировать какие-то отрасли экономики, оно устанавливает режим максимального благоприятствования, предоставляет льготы, а не ужесточает условия работы. С учетом демографической ситуации в России существует нехватка собственных трудовых ресурсов, а подобные инициативы могут оставить нас без необходимой рабочей силы. Если действительно есть необходимость в ограничении использования иностранной рабочей силы - есть квоты, можно уменьшать их".
Такая инициатива вряд ли может поправить положение на рынке труда, уверен Максим Гладких-Родионов, генеральный директор аудиторской компании "Уверенность": "Нецелесообразным станет не использование неквалифицированной рабочей силы, а афиширование ее наличия. Весьма сомнительно, что иностранцев станет меньше. Согласно данным Росстата, в одном только 2013 году в Москву прибыло более трех миллионов трудовых мигрантов. Число прибывших иностранных граждан за первое полугодие 2014 года уже близко к этому показателю. Будем объективны. Вместо новых рабочих мест для россиян на деле мы получим "серые" зарплаты для мигрантов от "теневых" работодателей. А результаты работы добропорядочных налогоплательщиков попросту вырастут в цене, за что расплачиваться опять же будем мы - граждане России".