Какова основная цель дорожной карты?
Андрей Че: Главной целью является совершенствование и оптимизация системы налогового администрирования с созданием комфортных условий взаимодействия бизнеса и органов государственной власти при подаче и формировании налоговой отчетности, а также усовершенствования принципов документооборота. При этом результатом реализации дорожной карты должно стать, с одной стороны, исполнение каждого из предусмотренных мероприятий, с другой стороны - продвижение России в международном рейтинге в части налогообложения.
По каким основным направлениям идет работа?
Андрей Че: Решаемые вопросы в области налогового администрирования сгруппированы в пяти разделах. Они касаются сокращения времени на подготовку и сдачу налоговой отчетности, взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов, сближения налогового и бухгалтерского учета, НДС и электронного документооборота и специальных налоговых режимов. Всего в дорожной карте предусмотрено исполнение 45 самостоятельных мероприятий по совершенствованию налогового администрирования. По каждому установлены конкретные сроки и ответственные исполнители за достижение результата.
Какова роль ФНС в этой работе?
Андрей Че: ФНС, являясь координатором по дорожной карте, организует действия ответственных исполнителей и соисполнителей мероприятий планов по достижению ожидаемых результатов. Также ФНС обеспечивает достижение предусмотренных контрольных показателей. Контрольные показатели дорожной карты направлены на улучшение позиции РФ в рейтинге "Ведение бизнеса" Всемирного банка по показателю "Налогообложение" с 64-го места в 2013 году до 56-го места в 2014 году и достижение 50-го места к 2015 году. Также предусмотрено снижение среднего времени трудозатрат, потраченных на подготовку и подачу налоговой отчетности для модельной компании, с 177 часов в 2013 году до 170 часов в 2014 году и до 160 часов к 2015 году.
Какие инициативы карты уже реализованы?
Андрей Че: Сегодня реализованы отдельные мероприятия дорожной карты, которые оказывают непосредственное влияние на достижение целевых значений контрольных показателей. Во-первых, ФНС в 2013 году разработала и согласовала с Минфином форму универсального передаточного документа (УПД) на основе счета-фактуры. УПД носит рекомендательный характер и предоставляет бизнесу одновременно право на вычеты по НДС и возможность использовать его для исчисления налога на прибыль. Это сделано для сокращения количества документов, сопровождающих хозяйственную операцию, и в связи с изменениями законодательства по бухучету, предусматривающими самостоятельную разработку компаниями форм первичных учетных документов, подтверждающих расходы в том числе и в целях налогообложения. Во-вторых, для сокращения избыточного документооборота Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 39-ФЗ реализована возможность выставления сводного корректировочного счета-фактуры к ранее выставленным двум и более счетам-фактурам. В-третьих, с января 2014 года запущен интерактивный сервис "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица". Кроме того, для сокращения времени взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов на сайте ФНС опубликованы действующие внутри документные и междокументные контрольные соотношения показателей налоговых деклараций.
Это позволяет бизнесу выявлять и исправлять ошибки до представления налоговых деклараций в инспекции. И, наконец, для обеспечения унификации кодов отчетного периода в различных налоговых декларациях ФНС утвержден единый справочник, на основании которого устанавливается порядок указания кодов отчетного периода в налоговой отчетности.