Необходимость изменений в сфере налогообложения ТЭК назрела давно. Причин тому несколько. "Во-первых, у российских властей есть задача по диверсификации местной экономики, то есть по сокращению зависимости бюджета от нефтегазовых поступлений. Во-вторых, в связи с сокращением запасов легкодобываемого "черного золота" необходимо осваивать месторождения с вязкой и сверхвязкой нефтью, а нынешнее налоговое законодательство этому не очень способствует из-за высокой фискальной нагрузки, которая делает разработку таких месторождений нерентабельной. В-третьих, заметные изменения происходят в самой нефтяной отрасли, и чтобы она могла стремительно развиваться и дальше, требуется пересмотр текущей фискальной нагрузки на производителей", - рассказал "РГБ" Антон Сороко, аналитик ИХ "ФИНАМ".
Точечные льготы по НДПИ для нефтяников уже не редкость. Так, на минувшей неделе Госдума приняла во втором чтении законопроект, стимулирующий добычу нефти Баженовской свиты. Тем не менее отрасль нуждается не в точечных мерах, а в глобальном налоговом маневре, который обсуждается уже давно, и сейчас профильные ведомства уже вышли на финишную прямую. Изначально минфин предлагал за два года - до 2016 года - снизить экспортные пошлины на нефть, светлые нефтепродукты и масла более чем наполовину. Одновременно ставка НДПИ на нефть должна вырасти практически вдвое - с нынешних 493 руб. до 1005 руб. за тонну. Избежать резкого скачка цен на нефть и бензин на внутреннем рынке минфин планировал, снизив топливные акцизы. Снижение экспортных пошлин выгодно компаниям и стимулирует их наращивать экспорт, однако с ростом экспорта неизбежно вырастут цены на внутреннем рынке. И не для всех нефтяных компаний это хорошо. "Тем, у кого объем собственной добычи обеспечивает переработку в полном объеме (т. е. компании либо не закупают нефть и нефтепродукты у сторонних организаций, либо закупают в малых объемах), налоговый маневр не страшен, даже наоборот, - за счет роста внутренних цен можно ожидать и роста выручки. А для компаний, которые перерабатывают больше, чем производят сами, этот "маневр" будет более ощутимым", - полагает Екатерина Крылова.
Минэнерго предлагало установить ставку НДПИ на нефть на уровне 625 руб. за тонну с 2015 года и на последующие годы. Сейчас, без всяких маневров, с 1 января 2015 года ставка НДПИ на нефть будет 530 руб. за тонну. Также минэнерго предлагало снизить предельный коэффициент изъятия при расчете ставки экспортной пошлины на нефть с 57 до 51% в 2015 году, а на последующие годы предусмотреть поэтапное повышение ставок вывозных таможенных пошлин на мазут (с 2015 года - 80% от ставки вывозной таможенной пошлины на нефть, с 2016 года - 90%, с 2017 года - 100%). "Фактически предлагается увеличить одни виды фискальной нагрузки и снизить другие, то есть система налогообложения отрасли примерно останется в равновесии. Просто больший приоритет получают проекты по разработке сложнодоступной нефти, а снижение рентабельности (как говорят в правительстве - временное, до завершения цикла модернизации производственных мощностей) ожидается в секторе переработки, т. е. именно там, где должно идти наиболее быстрое развитие, ведь именно здесь создаются продукты с высокой добавленной стоимостью", - отмечает Антон Сороко.
Власти склонялись к предложенному минэнерго варианту (растянуть налоговый маневр на четыре года вместо двух, предложенных минфином), но против него выступили сами нефтяники. Президент "Роснефти" Игорь Сечин заявил, что налоговый маневр может отразиться на реализации ряда крупных проектов в Сибири и на Дальнем Востоке, в том числе на проекте Восточного нефтехимического комплекса (ВНХК). "Больше всех против предложенного минэнерго и минфином плана выступает "Роснефть", мотивируя это тем, что в этой редакции маневр может "убить" некоторые проекты компании в Сибири и на Дальнем Востоке, что никак не согласовывается с программами развития этих регионов. Обсуждение еще идет, но есть сообщения, что правительство согласилось с компанией, и изменения все-таки будут внесены. Сейчас рассматривается вариант маневра, предложенный "Роснефтью", согласно которому предполагается снижение пошлины на нефть в 2015 году до 51%, в течение четырех лет - до 45%. При этом НДПИ вырастает к 2018 году не до 950, а до 620 руб. В пошлине на мазут "Роснефть" и минфин не расходятся: по ней предполагается плавное повышение к 2018 году. Я предполагаю, что большая вероятность принятия итоговым варианта "Роснефти", т. к. в этом случае издержки в большей степени лягут на бюджет, но не будет резкого давления на сегмент переработки, который при прочих равных надо поддерживать как можно сильнее", - говорит Антон Сороко.
Пока вопросы изменений фискальной нагрузки обсуждаются. Очевидно, что федеральные власти будут стремиться к некоему компромиссу, то есть чтобы и сами нефтяники, и регионы, где эта отрасль является ключевой, смогли относительно безболезненно перестроить свою работу.