Новости

24.06.2014 00:50
Рубрика: Власть

Договоримся по-хорошему

В российских судах начало действовать примирение сторон
До конца 2014 года в регионах России будет запущен пилотный проект по применению медиации в области агрострахования. Применение процедур медиации, считают в минсельхозе, поможет аграриям и страховщикам в первую очередь повысить степень доверия во взаимоотношениях друг с другом.

Медиация вообще стала "модной" темой: в Волгограде, Ростове, Калининграде и других городах страны уже действуют более 25 региональных Центров медиации в различных отраслях. Например, в марте в Суде по интеллектуальным правам открылась "Комната примирения и медиации"; в прошлом году аналогичная комната появилась и в Арбитражном суде Москвы.

Примирение и медиация - эти слова почти всегда применяются в связке. Однако процедура примирения сторон давно уже практикуется судами через инструмент мирового соглашения. Тогда зачем понадобилось внедрять в правовую систему такую "надстройку", как медиация?

Уже в самом названии Федерального закона РФ от 27 июля 2010 г. N 193 медиация определяется как альтернативная процедура урегулирования споров с участием посредника. "Конечно, есть категории гражданских споров, по которым решение суда совершенно необходимо как юридический документ, - признает адвокат Софья Рубасская. - Однако в некоторых судебных процессах, когда у сторон отсутствуют мотивации к разрешению спора, а наблюдается лишь стремление доказать друг другу свою правоту, конфликт не разрешается, а принимает все более выраженные черты конфронтации, которые заводят ситуацию в тупик". Такого рода споры нуждаются не в юридическом разрешении, а в мирном урегулировании, - подчеркивает адвокат.

"Актуальный пример для применения процедуры медиации дает финансовая сфера, где технологии посредничества остро востребованы как должниками, так и кредиторами, - поясняет юрист Владимир Кочетков. - Сейчас для большинства "хронических" заемщиков наступил неприятный период "кредитного похмелья" - когда выяснилось, что долги некоторых из них перед банками не только не сократились, но и выросли". Впрочем, в отдельных случаях содействуют этому не только жадность или безответственность заемщика, но и злоупотребление правом со стороны банков: ни для кого не секрет, что отношения кредитора и заемщика совсем не равноправны. Зачастую в усложнении ситуации с задолженностью банку виноваты обе стороны - и в таких случаях корректнее и эффективнее искать не "правду", а компромисс.

Наилучший выход и для должника, и для банка - добровольное погашение задолженности или поиск способа реструктуризации долга, отмечает Кочетков: "Реструктуризация необходима, когда в жизни добросовестного заемщика возникли сложности, которые не могут разрешиться со скоростью, на которой настаивает банк. При этом банк заинтересован в том, чтобы хоть когда-нибудь, но вернуть средства. Или же он может "простить" часть долга - при условии возврата оговоренной суммы в определенное время. Медиатор для того и существует, чтобы стороны услышали друг друга". Заключенное в итоге медиативное соглашение упразднит условия предыдущей сделки (по кредиту) и зафиксирует новые взаимоотношения между банком и должником. Конечно, исполнение соглашения по медиации - добровольная процедура. Но все-таки это сделка, настаивает эксперт - и при нарушении ее условий эта сделка может быть оспорена в суде.