24.06.2014 07:57
    Поделиться

    Газотранспортное предприятие реализует инвестпроекты в ЦФО

    Накануне годового общего собрания акционеров ОАО "Газпром" генеральный директор "Газпром трансгаз Москва" Вячеслав Михаленко рассказал о промежуточных итогах и ближайших перспективах работы одной из крупнейших "дочек" акционерного общества, представленной в 14 регионах ЦФО.

    Вячеслав Александрович, потребители нередко слышат о проблемах добычи газа и вынуждены не забывать о его поставщиках. К транспортировщикам ресурса, к которым относится ваше предприятие, внимания намного меньше. А как вы сами оцениваете положение компании в большой структуре "Газпрома"?

    Вячеслав Михаленко: Знаете, еще с советских времен наше предприятие формировалось как неразрывная система газоснабжения всей страны. И я бы сказал, что в этой цепи нет слабых звеньев, и в то же время сложно выделить какое-то одно, наиболее сильное. Впрочем, у нас и не принято мериться силами. Главное, что мы все делаем свою работу. И если, как вы сказали, эта работа незаметна потребителю, значит, мы выполняем ее надежно и качественно.

    Где сейчас в ЦФО идет реализация крупных инвестиционных проектов?

    Вячеслав Михаленко: В первую очередь, назову реконструкцию системы телемеханики Брянского управления магистральных газопроводов (ЛПУМГ), газораспределительной станции в поселке Косиново Курской области, контрольно-распределительного пункта КРП-16 в Подмосковье и участка газопровода кольцевого газопровода Московской области "КГМО-1".

    Но этим дело не ограничивается. Мы одновременно реализуем серьезные социальные проекты, в частности, в Воронежской области, а в рамках производственной программы занимаемся масштабными проектами по капремонту линейной части. По сути, такими проектами охвачены все 14 областей присутствия нашего предприятия. Это масштабная работа, и какой-то один регион выделить сложно.

    Что принесет компании и регионам реализация "Комплексной программы повышения надежности газотранспортной системы ООО "Газпром трансгаз Москва" на 2013-2017 годы"?

    Вячеслав Михаленко: Эта программа - всеобъемлющий документ, не зря мы называем его конституцией предприятия. Его разработкой мы занимались восемь месяцев и привлекли к этому ведущие отраслевые НИИ. В итоге получили целую систему, реализация которой существенно повысит качество эксплуатации наших объектов, надежность предприятия и его производительность.

    Если говорить в цифрах, то речь идет примерно о 1000 километров капитального ремонта с заменой магистрального газопровода, 2600 километров капремонта с переизоляцией трубы. Около сотни газораспределительных станций будут реконструированы, порядка двухсот комплексно и капитально отремонтированы. В настоящий момент уже идет реализация 91 проекта по реконструкции и капремонту линейной части магистрального газопровода.

    Давайте поговорим о конкретных проектах в ЦФО. Воронежские предприятия уже начали реализовывать пункты появившейся в конце 2013 года "дорожной карты" по производству импортозамещающей продукции для "Газпрома"?

    Вячеслав Михаленко: Воронежская "дорожная карта" стала одной из первых, которые утвердил "Газпром", и это решение обоснованно. Здесь представлены хорошие предприятия с точки зрения состояния их производственной базы, инновационной деятельности и наукоемкости продукции. Недаром "Газпром трансгаз Москва" давно сотрудничает с воронежскими предприятиями, в частности, с ЗАО "ВоронежНефтеГаз" и ДОАО "Газпроектинжиниринг". Отмечу, что сотрудничество по программе уже начато и, надеюсь, станет хорошим примером, который можно будет распространить и на другие территории нашего присутствия.

    Знаете, еще с советских времен наше предприятие формировалось как неразрывная система газоснабжения всей страны. И я бы сказал, что в этой цепи нет слабых звеньев, и в то же время сложно выделить какое-то одно, наиболее сильное. Впрочем, у нас и не принято мериться силами. Главное, что мы все делаем свою работу.

    В конце 2012 года после технического перевооружения был введен в эксплуатацию магистральный газопровод "Елец - Щекино". Что это дало тулякам и липчанам?

    Вячеслав Михаленко: Во-первых, позволило увеличить пропускную способность газотранспортной системы не только в этих двух регионах, но и в Калужской и Московской областях - в общей сложности на 27 миллионов кубометров в сутки, до 107 миллионов. Во-вторых, речь идет о повышении безопасности, а значит и изменении зон минимально допустимых расстояний от газораспределительных сетей. Вообще этот интересный проект - пример перспективного мышления "Газпрома" с точки зрения развития газотранспортной системы.

    Кстати, проблема со строительством в зонах минимально допустимых расстояний очень актуальна?

    Вячеслав Михаленко: Да, но мы продвинулись в ее решении. Во-первых, провели тотальную инвентаризацию таких зон. Во-вторых, плотно работаем с администрациями всех областей, в каждой из них создали рабочие комиссии, которые предписывают муниципальным образованиям согласовывать с нами выделение земельных участков под строительство. Что касается уже имеющихся фактов, то планомерно работаем с землепользователями в рамках судебной практики, чтобы принудить их устранить нарушения. И хотя в целом динамика положительная, проблема все равно остается очень серьезной.

    А можно ли выносить из города газопроводы, которые оказались в зоне активной застройки?

    Вячеслав Михаленко: Да, и мы занимаемся этим, в частности, в Белгороде, где реализуют уникальный проект создания коттеджных поселков вокруг областного центра. В настоящее время завершено проектирование реконструкции участка магистрального газопровода "Шебелинка - Белгород - Курск - Брянск" с выносом за черту Белгорода. Тем самым даем городу развиваться в этом направлении и одновременно избавляемся от порядка 400 нарушений зон сразу. Такие же проекты в будущем, возможно, реализуем в Курске, Воронеже и Липецке.

    Кстати, довелось прочитать, что в случае аварий на газопроводе подача ресурса потребителю не прекращается. За счет чего удалось добиться бесперебойности?

    Вячеслав Михаленко: Газотранспортная система - многониточная. И если вдруг случается авария на одной нитке, то через систему перемычек мы можем перевести газ на другую. То же самое делают и коллеги из "Межрегионгаза", у которых тоже закольцованная система газопроводов низкого давления. Как пример: в ноябре у нас, к сожалению, случилась авария. Стояли сильные морозы, но никто их потребителей не пострадал.

    Надежность системы проверяется крепостью морозов?

    Вячеслав Михаленко: Нет. Но крепость морозов влияет на количество газа для транспортировки. В зависимости от температуры окружающей среды нам приходится менять давление в системе. И цикличность этих изменений - одна из причин, которые рано или поздно приводят к нештатным ситуациям. Впрочем, мы стараемся менять давление максимально плавно, чтобы избегать пиковых нагрузок.

    Какие силы есть у предприятия на случай ЧП?

    Вячеслав Михаленко: Ставка сделана на аварийно-восстановительные поезда (АВП), состоящие из различной специальной техники - тралов, бульдозеров, экскаваторов, трубоукладчиков и других машин. В 2012-2013 годах мы серьезно переоснастили всю эту базу, закупив около тысячи единиц техники. Всего у нас семь таких поездов. В некоторых случаях у них уже есть базы, как, например, в Курске или Моршанске. Солидную базу строим сейчас в Острогожске Воронежской области, где мы создали аварийно-восстановительный поезд три года назад. Могу сказать, что работа идет по принципу "все для людей": там созданы системы подогрева, вентиляции, контроля окружающей среды, в наличии 245 единиц техники. Параллельно такую же базу мы строим в Гавриловском ЛПУМГ - на границе Московской и Рязанской областей. В перспективе появятся современные базы в Ельце, Туле и Москве.

    Вопрос безопасности включает и экологический аспект.

    Вячеслав Михаленко: Система экологического менеджмента касается, пожалуй, всей работы нашего предприятия. Так, мы следим, чтобы ни на одном из производственных этапов не приходилось стравливать газ в атмосферу, и используем такие технологии, которые позволяют придерживаться нормативов по выбросам вредных веществ. Вопросам экологической безопасности уделяем время и на вводном инструктаже для молодых сотрудников.

    Кто, к слову, попадает к вам на работу и каким образом?

    Вячеслав Михаленко: Начну с того, что в 2016 году нам исполняется 70 лет - мы одно из самых возрастных предприятий в структуре "Газпрома". И естественно, у нас уже образовались трудовые династии - до четырех поколений!

    Но, разумеется, мы ведем активную работу в этом направлении. Так, заключаем долгосрочные контракты с ведущими вузами, которые готовят подобные кадры. Это, например, университет имени Губкина в Москве, Санкт-Петербургский экономический университет. Причем те ребята, которые учатся по нашим направлениям, в обязательном порядке проходят практику на предприятии, а после принятия на работу к ним на некоторое время прикрепляют мастера-наставника. В результате у нас создан, считаю, хороший резерв кадров. На каждую должность - от инженера первой категории до гендиректора - есть несколько потенциальных претендентов.

    А чем привлекаете кадры? Каков социальный пакет?

    Вячеслав Михаленко: Считаю, что наш пакет - один из самых совершенных в системе газовой промышленности. Это, например, помощь в приобретении жилья по ипотеке. Мы компенсируем через "Газпромбанк" 10-15 процентов первоначального взноса и погашаем все проценты по кредиту. Есть серьезная компенсация к отпуску.

    Добавлю, что у нас создана хорошая вертикаль организации здравоохранения в системе в целом, начиная от здравпунктов в наших филиалах и заканчивая санаториями "Голубая горка" в Сочи и "Приокские дали" на границе Рязанской и Московской областей. В последнем за 13 лет восстановили здоровье 40 тысяч сотрудников. Не могу не сказать и про базу отдыха "Селигерские зори" в Тверской области.

    Знаю, что социальная политика предприятия не ограничивается корпоративными проектами. Это еще и социальные и благотворительные акции. Что они приносят предприятию?

    Вячеслав Михаленко: Кроме возможности помочь нуждающимся и почувствовать моральное удовлетворение - наверное, ничего. К нам едва ли не ежедневно обращаются детские дома, интернаты, медицинские и образовательные учреждения с просьбами помочь, и большинство просьб не остаются без ответа. Кроме того, каждый филиал взял под патронат один из детских домов на территории их присутствия.

    К этому можно добавить и участие предприятия в реализации программы "Газпром - детям". В частности, речь идет о строительстве спортивных площадок, физкультурно-оздоровительных комплексов. Взять только Воронежскую область. За 2012-2013 годы мы построили здесь 56 площадок. Кстати, 24 июня в Бутурлиновке торжественно открываем очередной спортивный комплекс, в котором смогут заниматься и взрослые, и дети.

    Справка "РГ"

    Вячеслав Михаленко - генеральный директор ООО "Газпром трансгаз Москва". Родился в октябре 1965 года в Брянской области. Окончил Брянский институт транспортного машиностроения по специальности "двигатели внутреннего сгорания". Кандидат технических наук. В структурах "Газпрома" работает более 24 лет.

    ООО "Газпром трансгаз Москва" - одно из крупнейших газотранспортных подразделений ОАО "Газпром", обеспечивающее поставки газа потребителям 14 регионов европейской части РФ, а также транзит природного газа в страны ближнего и дальнего зарубежья. Общий объем транспортируемого газа - около 200 миллиардов кубометров в год, из них - свыше 90 поставляется российским потребителям. В составе общества 25 филиалов. Коллектив предприятия насчитывает около 13 тысяч человек.

    Поделиться