Помощь с опозданием
Пожалуй, уже каждый аграрий знает: нацпроект развития АПК предусматривает субсидирование большей части процентных ставок по кредитам на строительство, приобретение техники и племенного скота. Благодаря этому хозяйствам они обходятся в два-четыре процента годовых. И в зависимости от взятой в долг суммы ежемесячная помощь из казны может достигать нескольких миллионов рублей.
Факты свидетельствуют: во Владимирской области нацпроект позволил начать с 2006 года кардинальное обновление аграрного сектора. По данным департамента сельского хозяйства, за это время модернизировано почти все свинокомплексы и более половины молочных хозяйств региона: появилось дополнительно 25 тысяч скотомест и реконструировано еще 49 тысяч. Без кредитов такая серьезная работа была бы невозможна.
Однако в последнее время вместо благодарности чиновники все чаще слышат острые замечания от известных аграриев. Ее причина - несвоевременное финансирование целевых программ. Не секрет, что в начале года задержка субсидий составляет до трех месяцев. А в 2013-м их едва дождались летом. Из-за этого многие предприятия не смогли купить удобрения, ГСМ и несвоевременно провели сев, что стало причиной снижения надоев.
Аграрии возмущаются: дескать, государство сначала агитировало нас брать кредиты и модернизироваться, обещая погасить процентные ставки за счет бюджета, а потом на полгода прекращает выплачивать субсидии. При этом банки требуют регулярных ежемесячных выплат, а в случае неуплаты грозят обанкротить.
- Причина - в наплевательском отношении чиновников к нуждам сельского хозяйства! - рубит с плеча фермер из Муромского района Валерий Елистратов. - Нам говорят о задержке постановления. Но кредиты долгосрочные, запланированные в расходах. Не исключаю и того, что эти деньги крутятся где-то в банках.
Платить финансовым учреждениям нужно ежемесячно и, поскольку нет субсидий, по полной ставке. Такие расходы в бюджетах хозяйств не предусмотрены. В итоге даже у самых успешных предприятий вся прибыль, которую предполагалось направлять на развитие, оказывается связанной. А менее рентабельные вынуждены перекредитовываться. Берут короткие годовые кредиты якобы на приобретение ГСМ, семян, удобрений, средств защиты растений, а на самом деле расплачиваются по кредитам, которые не могли отдать из собственных средств.
Как результат - череда громких уголовных дел против руководителей этих хозяйств за финансовые нарушения.
Как под копирку
Все эти криминальные истории написаны как под копирку - речь идет о незаконном получении субсидий. Статистика уголовных дел такого рода не ведется. Однако знатоки уверены: их счет идет на десятки. Среди фигурантов - немало руководителей аграрных флагманов.
Одним из первых на этой ниве "отметился" председатель суздальского СПК "Племзавод "Стародворский" Александр Горшков. Руководителю одного из крупнейших в ЦФО агропредприятий инкриминировали мошенничество в особо крупном размере. Причем четыре раза!
Установлено, что в общей сложности подозреваемый незаконно получил более 15 миллионов рублей бюджетных средств. И все четыре эпизода имели одинаковую фабулу: директор брал кредиты в банке, обращался в обладминистрацию за субсидиями и тратил их не на покупку кормов, семян, ГСМ или запчастей, как предусмотрено условиями, а на погашение кредита. Так, по версии следствия, в августе-сентябре 2011 года по указанию Александра Горшкова главный бухгалтер СПК подготовила "липовые" накладные и платежные поручения на поставку кормов на сумму 46 миллионов рублей. Фактическая же стоимость поставки составила 3,5 миллиона.
- Я считаю, что никакие законы не нарушал, - открещивается от обвинения председатель. - А если, как они считают, и получил субсидию неправомерно, то не положил ее себе в карман, а потратил на предприятие.
Аналогичное дело заведено против Любови Бакриной, директора ООО "Мечта" - крупнейшего производителя овощей во Владимирской области. А год назад в преступники попал известный муромский предприниматель, руководитель ООО "Борисоглебское" Валерий Елистратов.
Несколько лет назад они с женой взялись поднимать из руин сельхозпредприятие в своем районе. Воспользовавшись преимуществами нацпроекта, построили современный животноводческий комплекс на 1200 дойных коров, оснащенный новейшим оборудованием и программным обеспечением. Для этого им пришлось взять около 400 миллионов рублей кредитов под залог своего имущества - торгового центра рыночной стоимостью около миллиарда рублей. И вложить более 300 миллионов рублей из собственных средств.
Елистратовы планировали начать строить еще одну ферму на 1200 голов дойного стада, однако против Валерия было возбуждено уголовное дело. В декабре 2011 года он взял в банке два кредита: 38,5 миллиона рублей на приобретение племенного КРС и 16,5 - на кормоуборочный комбайн. Его обвиняют в незаконном получении 9,5 миллиона субсидий.
И скот, и техника в хозяйстве в наличии, и это, как считает фермер, подтверждает: подарок государства использован по назначению. Что касается нюансов оформления сделок, то они, по его мнению, вызваны реалиями нашего времени.
- В 2011 году, предвидя резкое увеличение поголовья, мы посадили 1000 гектаров кукурузы и начали оформлять кредит на покупку мощного кормоуборочного комбайна, - доказывает Валерий Елистратов. - В июне этот комбайн был доставлен из Германии, но поставщик потребовал срочно оплатить его, иначе он будет продан другому клиенту. Оформление кредита задерживалось, мы получили его только 2 декабря. Я принял решение оплатить комбайн из собственных средств, а после получения кредита расторгнуть договор и заключить другой договор купли-продажи, оплатив комбайн из кредитных средств. Ранее уплаченные деньги предприятию вернули. Таким образом, мы вовремя убрали урожай и обеспечили коров кормом.
"Борисоглебское", в отличие от хозяйства Александра Горшкова, выстояло. Выручает торговый центр, который помогал держаться на плаву и раньше, пока молочное хозяйство не вышло на самоокупаемость. Но заведение уголовного дела на руководителя автоматически означает для предприятия отсутствие субсидий и невозможность получения кредитов. Поставщики перестали давать в долг корма, удобрения, средства защиты растений и перевели на предоплату. А из-за отсутствия заемных средств на посевную ему не удалось реализовать планы по заготовке кормов, так как часть земли здесь осталась пустовать. И прогнозы на будущее у Валерия Елистратова самые пессимистичные.
Брать или не брать?
Директор областного департамента сельского хозяйства и продовольствия Александр Трутнев признает, что руководители нарушали закон, но многих толкала на это не личная корысть, а стремление спасти от разорения свои предприятия.
- Финансовая ситуация у них была разная, и каждый принимал решение сам. Но я считаю, что оно неверное, - все-таки не оправдывает своих подопечных куратор регионального агропрома. - Гасить инвестиционный кредит за счет короткого - значит загонять себя в долговую яму.
Так что в этой ситуации проштрафившимся руководителям можно рассчитывать только на себя.
- Люди неискушенные вину признали, - комментирует адвокат Владимирской коллегии адвокатов Елена Цыганова. - Дело рассматривается в особом порядке без исследования доказательств обвинения, они получают условный срок и возмещают субсидии. А те, кто выстоял, добиваются оправдательного приговора. Такие прецеденты уже есть в Костроме, Улан-Удэ. Мы считаем, что все эти дела должны рассматриваться в арбитражном суде, а их перевели в уголовную плоскость. Для мошенничества же необходима корыстная мотивация.
На 1 апреля 2014 года портфель заемных средств сельхозпредприятий области составлял 13 миллиардов рублей. В общих активах отрасли кредиты достигают 62 процентов. Ситуация, по мнению Александра Трутнева, не критическая, но рискованная.
Между тем при рентабельности регионального агромпрома менее шести процентов развиваться за счет собственных средств невозможно. Есть ровно два варианта: брать кредиты и развиваться или не брать и не развиваться. Но сельское хозяйство подстегивает необходимость модернизации.
- Пик строительства в отрасли пройден, - отмечает Александр Трутнев. - Но модернизацию нужно продолжать, и у нас есть предприятия, которые еще ничего не построили. Для этого надо изменить схему финансирования: реструктурировать долги на срок до 15 лет и дать возможность войти в новые проекты с более мягкими механизмами кредитования. Область готова погашать семь процентов аванса. Надеемся, что все получится.