Во втором матче на групповом этапе подопечные Фабио Капелло минимально уступили сборной Бельгии - 0:1, которую перед стартом турнира называли одним из его теневых фаворитов. Теперь, чтобы пройти в следующую стадию ЧМ-2014, российской команде необходимо побеждать Алжир в последнем матче.
Специально для "РГ" итоги матча подвел председатель Объединения отечественных тренеров по футболу Михаил Гершкович. Кроме того, известный специалист поделился мнением о перспективах нашей команды в решающем матче против алжирской команды.
Михаил Данилович, прошло 12 лет с тех пор, как сборная, в тренерский штаб которой вы входили, уступила на ЧМ-2002 бельгийцам. И вот снова поражение. Значит, ничего за это время не изменилось?
Михаил Гершкович: Прошло очень много времени, поменялось поколение людей, футбол поменялся. Надо говорить не о том, что было 12 лет назад, а что было вчера. В целом, играли-то неплохо с точки зрения организации, однако уровень мастерства не позволял нам регулярно созидать что-то в атаке. Порадовала игра в обороне, но общее впечатление все же могло бы быть и лучше.
Вы имеете в виду недостаток индивидуального мастерства?
Михаил Гершкович: У нас нет креативных игроков, которые самостоятельно могли бы создать преимущество на отдельных участках поля. Нам приходится полагаться лишь на командные взаимодействия. Футбол сейчас развивается очень быстро, и нынче правят бал те сборные, игроки которых сумели попасть в нужный ритм. У бельгийцев это были Эден Азар, Дрис Мертенс да большинство игроков команды, которые при возможности старались взвинтить темп. У нас таких игроков, к сожалению, нет. Возьмите того же Канунникова, который с бельгийцами вышел в "старте". Все, что мог сделать, он сделал. Отрабатывал в обороне, страховал, пытался брать игру на себя, но мы же знаем его уровень. Канунников и в "Амкаре" не всегда в основу попадал. Максим, возможно, даже несколько превзошел себя, но, чтобы обыгрывать сборные уровня Бельгии, этого недостаточно.
То есть результат можно назвать закономерным?
Михаил Гершкович: При удачном раскладе могли сыграть вничью. Если по-честному, за исключением момента, когда Кокорин был обязан забивать, да удара в дальний угол Ещенко и вспомнить нечего. Отстаем от ведущих команд в энергетике, в агрессии. Не хватает командой скорости. Те составляющие компоненты, которые на сегодняшний день, как мне кажется, не позволяют нам добиваться серьезных результатов.
Перед последней игрой со сборной Алжира никакого оптимизма?
Михаил Гершкович: Нам остается надеяться, что на последний матч сил у нас окажется больше, чем у сборной Алжира. Африканцы произвели на меня сильнейшее впечатление. До чемпионата мира я их не видел, а тут они меня просто потрясли. В первом тайме они просто раздавили отнюдь не слабых корейцев, причем делали это за счет скоростных маневров, техники. Такой мощи, которую показали алжирцы, у нас сейчас нет. Нужно сейчас каким-то образом найти внутренние ресурсы, чтобы резко увеличить скорость действий. И опять же, надо что-то делать с креативностью. Когда играем в мелкий пас, держим мяч, вроде все получается, но, как только нужно обострять, идти в обводку возникают проблемы.
И где же эти ресурсы искать?
Михаил Гершкович: Конечно, со стороны нам никто и ничто не поможет. Трудно обсуждать действия Капелло, все-таки он мудрый человек. Он в гуще событий, знает, кто в каком состоянии. И тем не менее после матча с Южной Кореей напрашивалось, что Дзагоев и Кержаков должны получить больше времени. С выходом этих футболистов у нас стало получаться в атаке. В третьем матче терять нам уже нечего, нужно атаковать, забивать, поэтому, думаю, сразу появятся оба футболиста. Будем надеяться, что сможет прибавить Жирков. Впрочем, все будет зависеть от их состояния, не только функционального, но и "состояния души", так сказать. Надо доверять Капелло до конца.
Если исходить из текущего положения вещей, хоть какие-то козыри перед Алжиром у нас есть?
Михаил Гершкович: Пока кроме хорошо организованной обороны и проблесков контроля мяча в середине поля никаких козырей я не вижу. Единственное, что обнадеживает, - это способность прибавить, как это было в матче с южнокорейцами, когда, пропустив, мы смогли взять себя в руки и быстро отыграться. Каждый из наших парней должен сыграть свой лучший матч в жизни, но пока не чувствуется, что это произойдет.
Капелло на послематчевой пресс-конференции восхищался интенсивностью матча. Физически мы вроде переиграли и корейцев. Может, в физподготовке и кроется наш шанс на успех.
Михаил Гершкович: Не могу сказать, что наш матч проходил в каком-то сумасшедшем темпе. Большинство игр на этом чемпионате мира были куда интенсивней. Физподготовка будет решать, конечно, многое. В уровне мастерства, вынужден признаться, мы сейчас Алжиру уступаем, поэтому действительно можно попробовать взять свое за счет "физики". Но должен сказать, что первый тайм с Южной Кореей алжирцы провели на запредельных скоростях. Был провал во втором тайме, но ведь они сумели выровнять игру. Впрочем, необходимо учитывать, как минимум, климатический фактор: сборные же играли в совершенно разных условиях. Все познается в сравнении, когда команды окажутся друг перед другом.
Как нам выйти из группы
Несмотря на поражение от бельгийцев, сборная России вполне может попасть в плей-офф.
На данный момент путевку в 1/8 финала обеспечила себе лишь сборная Бельгии, правда, неясно, с какого места. Обогнать ее может лишь Алжир в том случае, если обыграет нашу команду, а бельгийцы уступят Южной Корее. Впрочем, для выхода из группы "лисам пустыни" в матче с россиянами хватит и ничьей, но тогда Алжир в нашем квартете станет вторым.
А вот подопечным Фабио Капелло в третьей игре нужна только победа. В таком случае Южная Корея все еще сможет нас обойти, но для этого команде Хон Мен Бо потребуется не просто обыграть Бельгию, а сделать это с большей разницей в счете, чем россия выиграет у Алжира. Правда, возможен и третий вариант. Если Россия обыграет Алжир со счетом 4:3, а южнокорейцы добьются победы 2:0, возникнет равенство по всем показателям и тогда обладателя второй путевки определит жребий.