Надо сказать, в 2001 году отдел скульптуры Русского музея уже представлял подобный проект, поэтому "Бумажная скульптура" в основном собрана из работ последнего десятилетия. "Наше время стремительно, - говорит куратор проекта Любовь Славова, - летучая и как бы недолговечная бумага выражает его лучше, чем тяжело-весная бронза".
Любопытно, конечно, как художники преодолевают двумерную плоскость бумажного листа, придавая ему объём. Способам несть числа. Тут можно увидеть авторское литье (изумительный по красоте фактуры триптих Латифа Казбекова "История оливы") и башню в два человеческих роста, построенную из контейнеров из-под яиц ("Башня. Ab ovo" Александра Маслова)... Монументальная композиция петербургского скульптора Дмитрия Каминкера "Воин-фундаменталист, убивающий балерин Большого театра" выполнена из гофрокартона. С картоном он начал работать в Италии, когда под рукой не оказалось ни привычного дерева, ни гранита. А рядом "Русские горки. Судьба человека" Сергея Катрана, вплотную нанизанные на металлическую спираль отрывные календари. Их число соответствует средней продолжительности жизни нашего современника. Стена одного из залов отдана инсталляции Татьяны Баданиной "Белые одежды. Посвящение". В три ряда висят 24 платья из бумаги - в натуральную величину, фасоны заставляют вспомнить перипетии ХХ века...
Художники не прочь выдать бумагу то за брутальный бетон, как Владимир Говорков, то за спил дерева, как Павел Брат, использовавший спрессованные и срезанные глянцевые журналы. И, наоборот, Владимир Козин автомобильную резину превратил в гигантский рулон "Туалетной бумаги". А "бумажные" "Кораблик" и "Самолетик" Михаила Дронова, сделаны из бронзы. Предваряя выставку, они напоминают, что не горят не только рукописи. Вечны и воспоминания о детстве, и стремление человека к творчеству...