Госкомпаниям позволят хранить деньги только в крупных российских банках

Российским госкомпаниям вскоре могут ограничить доступ в иностранные и небольшие российские банки. Стратегически важный для страны бизнес не сможет открывать там счета и депозиты. Такой шаг может повысить прозрачность работы госкомпаний и усилить борьбу с коррупцией, считают эксперты "РГ".

О том, что такие поправки в законодательство подготовили в минфине, сообщили вчера некоторые СМИ. В самом министерстве финансов от комментариев на эту тему отказались.

В любом случае государство как крупный акционер той или иной компании вправе определять стратегию ее работы, считает вице-президент Ассоциации региональных банков Олег Иванов. "Вряд ли здесь речь идет о какой-то кампании против некоторых банков. Ведь некоторые кредитные организации с иностранным участием входят в России в число крупнейших", - отметил собеседник "РГ". И поэтому, полагает Олег Иванов, такой запрет понадобился в первую очередь для централизации финансовых потоков госкомпаний и повышения прозрачности их работы. Можно считать его и элементом борьбы с коррупцией, предотвращением вывода денег за границу. Не исключено, что подобные ограничения могут ввести и для защиты от зарубежных санкций против российского банковского сектора. Да и в целом государству невыгодно, когда хозяйственная сторона его стратегических предприятий и их партнеров становится известна неблагонадежным структурам, добавляет первый вице-президент общероссийской общественной организации "Российский клуб финансовых директоров" Тамара Касьянова.

Что же касается запрета на счета для госкомпаний в небольших российских банках, то его вряд ли кто-то заметит, полагает Олег Иванов. "Мне вообще сложно представить, что крупный бизнес с госучастием хранит там свои деньги", - отмечает он. Для крупных компаний работа с небольшими кредитными организациями может быть связана и с другого рода издержками, если предприятие оказывается клиентом банка с отозванной лицензией. "Кроме потерянных средств поднимется вопрос о его профессиональной репутации, в особенности если оно получает дотации из госбюджета", - отмечает Тамара Касьянова.

Но, с другой стороны, среди небольших банков сейчас активно наводит порядок ЦБ - это легко проследить по тому, у каких кредитных организаций регулятор в последнее время отзывал лицензии. В основном это банки из четвертой и пятой сотни по размеру капитала. По словам Олега Иванова, в первых трех сотнях этой табели о рангах порядок уже практически наведен. Поэтому, храня сейчас в более-менее крупных кредитных организациях свои деньги, госкомпании вряд ли рискуют.

О минусах запрета, если он будет введен, говорить пока рановато, продолжает Олег Иванов. "Предприниматели традиционно предпочитают свободу принятий решений. Так что такое решение им не понравится. Но вряд ли оно серьезно повлияет на чей-то бизнес", - считает эксперт.

Правда, есть один тонкий момент, говорит Олег Иванов. Может получиться так, что некоторые госкомпании смогут и обойти подобный запрет. Речь здесь идет, например, о бизнесе в топливно-энергетической сфере. "Многие компании - лидеры ТЭК проводят сделки с участием иностранных банков. И они предполагают открытие счетов. Но экспортные компании напрямую их не открывают, за них это делают дочерние компании-трейдеры, которые могут быть зарегистрированы и за границей", - рассказывает собеседник "РГ".