Прошло 4 месяца, как на майдане произошли события, положившие начало одной из самых драматических страниц в истории братской нам страны. Я никогда не устану повторять это словосочетание, потому что оно - верно.
Пожалуй, нет другой такой страны, чья каждодневная жизнь и политические события оставались бы для российских граждан столь же близкими и волнительными, как и до распада СССР. Все эти годы наши национальные выпуски новостей не обходились без украинских сюжетов, а в каждой семье - их обсуждали, как свои. И не только потому, что в этой стране живут десятки миллионов русских. Мы исторически, культурно и генетически связаны кровно-родственными чувствами, а они - сильнее всяких границ.
Есть еще одна серьезная причина, из-за которой наше внимание к украинским событиям не ослабевало ни на один день. Все 20 лет суверенной, "незалежной" украинской жизни в этой стране не гас костёр общественного противостояния.
Приезжая в разные годы в Киев, и я, и другие российские политики удивлялись, что там по-прежнему нет "передышки", что революционная стихия не утихает ни в Верховной раде, ни на городских улицах, а в официальных кабинетах все время оглядываются и оговариваются, будто боясь быть подслушанными очередной оппозицией.
Нам казалось, что рано или поздно должны найтись те, кто принесет мир и покой своему народу. И каждый раз мы, как и все украинское общество, надеялись на демократические выборы и верили словам, произносимым публично. Однако кто бы ни приходил к власти в Киеве, дух бунта, дух "перманентной" революции - как за "померанцевые" цвета, так и против них - не приносил спокойствия и согласия настрадавшемуся народу Украины.
Пожалуй, только сейчас становятся до конца понятны причины столь затянувшегося гражданского противостояния. Все эти годы оно подогревалось не только экономическими трудностями внутри страны и непоследовательностью ее политиков, но и неустанной "заботой" из-за рубежа.
Да, Украина не была здесь исключением. Попытки влезть во внутренние дела суверенных государств - участников СНГ осуществлялись за два десятилетия не раз. Одним из последних примеров была Грузия, входившая, как и Украина, в небезызвестную организацию ГУУАМ. Долгое время ее линия по многим вопросам жизни Содружества была подчеркнуто иной, чем у остальных стран. Развитие интеграционных процессов внутри его - под самыми разными предлогами - тормозилось. А специально созданные государственные ведомства и должностные лица ("по вопросам евроинтеграции"), само собой, тесно координировали свои планы с зарубежьем. И на пути подписания соглашений или выполнения договоренностей с соседями по СНГ появлялось "особое мнение" стран, входящих в вышеназванную организацию. В той же логике задумывалась и программа "Восточное партнерство".
По-видимому, не без работы внешних сил в 2005 году были спровоцированы и беспорядки, межнациональные столкновения сразу в двух странах - Узбекистане и Киргизии. После андижанской трагедии официальный Ташкент закрыл для американских ВВС базу Карши-Ханабад и заявил о выходе из ГУУАМ. Однако в Киргизии (как и на Украине) одной "тюльпановой" революцией не обошлось. Впоследствии произошли кровавые события в Оше и неоднократные смены политического руководства.
Похоже, кому-то до сих пор не дают покоя старые колониалистские сны. Ведь получив отпор на юге Евразии, стратеги однополярного мира отнюдь не успокоились. А три года назад со всей разрушительной силой двинулись в сторону ближневосточных государств...
Но вернемся к событиям на Украине. Все последние недели уже не только в России, но и в других европейских странах недоумевали, почему новоизбранный президент Украины не прекратил немедленно кровавые операции в Донецкой и Луганской областях. К тому же несговорчивость по газовому контракту оказывается ничем иным, как закулисной игрой Соединенных Штатов за владение газотранспортной системой Украины, по факту - за лишение ее экономического суверенитета. Информационная блокада обернулась гибелью российских репортеров и многочисленными нарушениями прав сотен журналистов из разных стран. Напускная же доблесть национальной армии - как это всему миру рассказали солдаты, пересекшие российскую границу, - в действительности "гарантировалась" насильственным выгоном новобранцев на войну. Оказывается, в случае отказа стрелять по своим согражданам - их ждала кара от тех, кто стоял прямо за их спинами. А мирные граждане в осажденных украинских городах свидетельствуют о присутствии иностранных наемников среди украинских военных.
Выходит, украинский кризис на самом деле во многом подогрет извне? Вольно или невольно, добросовестно заблуждаясь или будучи жестоко обманутой (хотя какое это теперь имеет значение?), но именно Европа оказалась самым удобным плацдармом для нового марш-броска в глубь Евразии. А т.н. "евроинтеграция" исполнила роль детонатора на взрывном устройстве, которое по замыслу известных всему миру "цивилизаторов" должно было открыть дорогу к тому же, что эти господа пытались наскоком взять на арабских "майданах". Как это ни удивительно, но я говорю сейчас о богатейших минеральных запасах. На Евроазиатском континенте их отнюдь не меньше, чем на Ближнем Востоке.
Именно отсюда - сегодняшнее, невиданно тесное, общение Соединенных Штатов с Европой. Именно отсюда скоординированная и демонстративная поддержка тех украинских политиков, которые выступают против экономической интеграции с Россией. Отсюда же - их полное равнодушие к бойне русскоязычного населения на юго-востоке Украины, как и к бессовестным провокациям у нашего посольства в Киеве. Трудно не заметить, что нас пытаются сильно разозлить, дипотношения между двумя странами разорвать, а возможно, и разжечь вооруженный конфликт между самыми близкими государствами.
Вы спросите: почему эти господа выбрали "дверью" для входа в евразийское пространство именно Украину?
Во-первых, именно потому, что ситуация там была уже сильно "раскачанной". Двадцать лет нестабильности не проходят даром. Достаточно чиркнуть спичкой, и костер может разгореться.
Во-вторых, не только в Польше, находившейся в составе Российской империи, но и в Германии, исторически соперничавшей за влияние на Украину, вновь поднимают головы те, кто всегда спекулировал на событиях давних лет. И пытаются протолкнуть вперед политиков с нездоровыми, опасными для мира, амбициями. Поэтому вовсе не случайно игра за "незалежную" подается ими, как игра за "освобождение" ее от России.
В-третьих, на юго-востоке Украины компактно проживает русское население, которое не желает оказаться отрезанным от своей исторической Родины. Те, кто спровоцировал киевский "майдан", хорошо понимали, что в этой части страны произойдет массовый протест. Да и "евроинтеграция" на Украине во многом строилась на двух вещах: на антироссийских лозунгах и национализме. И именно на это (а вовсе не на приход Украины в ЕС) был сделан главный расчет. Только с помощью столь страшной провокации "сценаристы" за океаном рассчитывали проникнуть ближе к СНГ, к территориям бывших колониальных владений западных стран, богатых нефтью и газом. Чего бы эти господа ни добивались, но их "маршевым" лозунгом был выбран тот же, что и на арабском Востоке - "разрушай и властвуй".
Однако Содружество Независимых Государств связано не только культурно и экономически, но и военно-политически. Блоку НАТО уже не удалось обзавестись своей военной базой в Крыму - не удастся сделать этого и в других братских нам государствах.
Уверен, что трагические события на Украине (при всей "промайдановской" пропаганде в мировых СМИ и попытках обременить Россию всякими санкциями) лишь укрепят связи на пространстве СНГ. И только добавят аргументов к наращиванию потенциала ОДКБ и ШОС, не говоря уже о самих тенденциях к евразийской интеграции.
Подписанный 29 мая 2014 года исторический договор о создании Евразийского экономического союза трех стран, как и стремление целого ряда других государств к нему присоединиться, - лучшее тому подтверждение. Но в отличие от других, создавая общее пространство для движения капиталов и трудовых ресурсов, товаров и услуг - мы никому его не противопоставляем. Наш Союз создается не "против кого-то", а для получения максимальной и взаимной пользы от сотрудничества. Вот почему он уже изначально строился на принципах открытости и предполагал партнерские отношения с ЕС. Поэтому чем дольше наши европейские партнеры будут "не замечать" столь глобальные процессы в Евразии - тем большую упущенную выгоду накопят их экономики и собственный национальный бизнес. Вряд ли простят им эту политическую близорукость и европейские избиратели. Однако время идет, украинский пожар может распространиться и на другие страны Европы, но даже в столь острый момент часть ее политиков не хочет руководствоваться здравым смыслом.
Россия открыта для конструктивного диалога и сотрудничества как с Западом, так и с Востоком. А европейцам давно пора понять, что она является их естественным союзником (хотя бы в силу геополитических причин, не говоря уже про экономические связи). Однако желающие демонизировать Россию находятся и поныне. Видимо, наша независимая внешняя и внутренняя политика никак не вписывается в представления об однополярном мироустройстве и "костью в горле" застревает у тех, кто горделиво претендует на монопольную "цивилизаторскую" миссию.
Да, делая вид, что "холодная война" продолжается, проще оправдывать агрессию, в которой ясно слышится "эхо" из далекого прошлого. И легко вбивать новые клинья между европейскими народами. Устраивая же военные пожары на территории чужих государств, проще выбивать деньги для военно-промышленного комплекса страны, находящейся за тысячи километров от нашего континента. Однако нельзя манипулировать сознанием миллионов людей бесконечно. Рано или поздно это заканчивается плохими последствиями для самих "манипуляторов".
Попытки же действовать методами информационных войн, отказывая России в праве голоса и налагая на нее т.н. "санкции", означают боязнь открытого диалога - при том, что в столь трудных ситуациях он жизненно необходим. И мы видим, что по-настоящему ответственные политики стремятся сейчас к обмену мнениями, как бы их ни сдерживали собственные официальные власти. И охотно едут на такие дискуссионные площадки, как Международный парламентский форум, открывающийся 26 июня в Москве. Об участии в нем заявили представители более 60 стран, что тоже говорит об актуальности сейчас международного диалога.
Кроме того, 28 июня в Баку начинает свою работу сессия Парламентской ассамблеи ОБСЕ. На сегодняшний день эта международная организация, в отличие от других, ведет себя более взвешенно по отношению к событиям на Украине. Надеюсь, что в отличие от ПАСЕ, аргументы российской стороны здесь будут услышаны, а наша инициатива по созданию межпарламентской контактной группы по ситуации на Украине реализована.