В Уфе прошла премьера балета "Двенадцатая ночь"

Премьерой балета-комедии "Двенадцатая ночь" по мотивам одноименной пьесы Уильяма Шекспира Башкирский государственный театр оперы и балета закрыл свой 76-й сезон.

Хореограф-постановщик, он же автор либретто, Ринат Абушахманов выбрал одну из самых веселых комедий мировой классики неспроста.

Во-первых, это дань уважения самому загадочному драматургу, чье 450-летие отмечается в этом году во всем мире. Напомним, что Марк Твен назвал Шекспира самым известным из всех, никогда не существовавших людей.

Во-вторых, пьеса дает благодатный материал для воплощения ее средствами танца - динамичные сцены, яркие типажи, да и сама ситуация, в которой все происходит. Двенадцатая ночь в средневековой Англии отмечалась как окончание рождественских торжеств. В это время отменялись установленные правила, и все переворачивалось с ног на голову. Знать "превращались" в простолюдинов и наоборот, мужчины переодевались в женскую одежду, а женщины - в мужскую.

Всего этого в новом спектакле хоть отбавляй. Действие развивается на фоне сменяющих друг друга декораций, а эмоциональный накал, саму атмосферу карнавала и сопутствующей ей интриги поддерживает музыка Адольфа Адана, Лео Делиба, Жоржа Бизе и Феликса Мендельсона.

- Здесь можно увидеть всю палитру танца - от классического до гротеска. Балет "Двенадцатая ночь" - это традиционные адажио и пантомима, острый танец с элементами нелепости и просто юмор, - отметила заведующая литературной частью театра Марина Луговая.

Артисты, занятые в спектакле, с энтузиазмом подхватили идею хореографа. Они не только танцуют, но и играют, полностью перевоплощаясь в своих героев, и их настроение находит адекватный отклик у публики.

В спектакле немало интересных режиссерских решений. Он начинается уже с пролога, где показывается крушение корабля, на котором плывут близнецы Себастьян и Виола. Буря передана близко к реальности: на фоне видеозаписи с бушующим морем судно (специальный наклонный помост) раскалывается надвое. На одном обломке остается брат, на другом - сестра.

Такой же прием разделения персонажей, перед тем как их наконец соединить, Ринат Абушахманов использует в конце спектакля, в сцене карнавала. Только теперь брата и сестру разделяет не природная стихия, а людская стена, которая символизирует заблуждение, когда одного человека принимают за другого. Виолу - за юношу, а Себастьяна - за девушку. Но, по законам жанра, преграды рушатся, все заканчивается хеппи-эндом, красиво и радостно.

- Еще учеником хореографического колледжа я увидел спектакль "Двенадцатая ночь" и подумал: а ведь можно и балет сделать! - рассказывает Ринат Абушахманов. - Именно комедию. Чтобы была не просто веселая постановка с комедийными элементами, а с начала до конца - комедия с современным юмором, на грани абсурда, может быть.

Это была не самая обычная премьера, так как она прошла не на родной сцене, ведь здание театра оперы и балета находится на реконструкции, а во Дворце культуры "Химик", прямо скажем, мало приспособленном для полномасштабных спектаклей. Отсюда - определенные технические трудности, в частности, со светом. Спектакль получился темноватым. Кроме того, из-за отсутствия оркестровой ямы симфонический оркестр разместили перед сценой,в зрительном зале, убрав четыре ряда кресел. Но несмотря ни на что, все прошло удачно.