Построенная в сочинском парке "Дендрарий" в 1899 году вилла была названа в честь его жены Надежды. После революции имя создателя парка было забыто, на вилле располагались служебные помещения, несколько последних лет здание и вовсе пустовало. И вот буквально недавно здесь были проведены реставрационные работы и создана выставочная экспозиция. Теперь посетители могут увидеть мемориальные комнаты семьи Сергея Худекова: кухню с воссозданным интерьером того времени, кабинет историка со 108 изданиями его частной библиотеки (в том числе написанная им "История танцев"), прихожую.
В кухне шкаф и стол из каштана и кавказской груши сделаны точно по образцам из петербургского дома либреттиста. А вот буфет настоящий. Его дети Худекова прозвали скатертью-самобранкой. Дело в том, что с другой стороны дома была построена деревянная кухня, и повар подавал готовые блюда в столовую прямо через буфет. Оттуда Надежда Алексеевна, супруга Сергея Николаевича, брала их и ставила на стол.
Но, несомненно, самыми интересными являются два зала, отданных под экспозицию музея, горячо любимого хозяином виллы балета.
- Именно в этом зале у Сергея Худекова часто собирались представители театрального бомонда, поэтому после реконструкции именно здесь и решили сделать балетный зал, - объясняет директор дома-музея "Вилла "Надежда" Дмитрий Кривошапка.
В сравнительно небольшой комнате очень уютно: приглушенный свет, на стенах картины с изображением знаменитых танцовщиц, на вмонтированной в стену полочке стоит небольшое зеркало в мельхиоровой оправе, которое принадлежало хозяину дома. Говорят, в него-то и смотрелись все примы-балерины, побывавшие на вилле. По всему залу расставлены балетные пачки, все они подлинные и принадлежали знаменитым танцовщицам. Вот, к примеру, костюм народной артистки СССР Маргариты Дроздовой, в котором она танцевала партию Одиллии в "Лебедином озере". Изготовлен он в мастерских театра имени Станиславского и Немировича-Данченко еще в 1968 году. Это черная пачка с такими же темными в цвет перьями, расшит костюм яркими бусинами. К нему имеется и головной убор - тоже с черным пером. Прямо над манекеном на стене развешаны и фотографии Дроздовой. На черно-белых снимках танцует еще совсем юная балерина.
Рядом яркий сценический костюм солистки Большого театра Галины Степаненко, который был изготовлен для роли Раймонды в одноименном балете. Это синяя пачка из тюлевой сетки, верх обильно обшит пайетками и бисером. В экспозиции есть и пуанты балерины с ее автографом.
Чуть дальше целая коллекция принадлежавших танцовщице Наталье Трубниковой балетных платьев. Вот черно-красный сарафан с щедро украшенным бусинами и лентами кокошником Марьи из балета "Степан Разин", совсем рядом и платье Флер де Лис из "Эсмеральды".
Гордостью музея стала балетная пачка Габриэлы Комлевой, в которой она танцевала Никию в "Баядерке", либретто к которому написал Сергей Худеков, на 100-летие этого балета. Костюм долгое время хранился в музее при Мариинском театре, теперь лично балериной передан в дар сочинскому музею. Изготовлен еще в 1976 году в мастерских Театра оперы и балета имени С. М. Кирова. Белоснежная воздушная пачка стоит в центре экспозиции и сразу привлекает внимание.
- Очень похоже на свадебное платье, - говорит посетительница из Нижнего Новгорода Елена Турина. - Если бы не табличка на манекене, так бы и подумала.
В соседнем зале под стеклом аккуратно разложены афиши, письма и подаренные музею книги о танце (среди них есть одна, подписанная хореографом Юрием Григоровичем). Здесь же расположились и около десятка пар балетных туфель, все с автографами владельцев. Среди них - нежно-розовые с лентами-завязками пуанты Габриэлы Комлевой, в которых она танцевала балет "Баядерка" в 1977 году. Представлены также туфли примы-балерины из Мексики Элизы Каррильо Кабрера, а также народной артистки России, примы Мариинского театра Ульяны Лопаткиной.
- А в этом уголке мы пытаемся воссоздать интерьер быта и показать балет времен Мариуса Петипа и Сергея Худекова, - рассказывает Кривошапка. - К общей коллекции добавили и фотографии придворных композиторов, которые писали балетную музыку: Цезарь Пуни, Людвиг Минкус, Сергей Легат. Есть портреты и самого хореографа Петипа, балетмейстера Льва Иванова и несколько изображений балерин тех времен.
Кстати
Музей открыт ежедневно с 10.00 до 19.00. Только за первые дни его посетили уже несколько тысяч человек. Тут даже пришлось ввести своеобразное ограничение - в залах нельзя фотографировать. Как объясняют создатели экспозиции, из-за желающих запечатлеть удачный кадр скапливались большие очереди, и не все пришедшие могли полностью увидеть красивейшие экспонаты.