Новости

25.06.2014 21:39
Рубрика: Экономика

Третий не лишний

Бизнес готов взять на себя роль проводника инфраструктурных проектов
Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей предложил создать рабочую группу, которая займется отработкой механизма project management для инвестиционных проектов, реализуемых в муниципалитетах в условиях ограниченного бюджетного финансирования. Уже сегодня главы администраций могут подавать в нее заявки, из которых отберут 10-15 наиболее перспективных для реализации.

- Главная задача, которая сегодня стоит перед территориями, - развитие инфраструктуры. Если ее нет, ни один инвестор туда не придет, ни российский, ни зарубежный. Зачем тащить все инвестпроекты в Екатеринбург? Это ошибка. Мы и так потеряли много населенных пунктов из-за оттока населения, - рассуждает Владимир Семенов, заместитель председателя комитета по промышленности и взаимодействию с системными монополиями СОСПП. - В Германии наоборот вывели из крупных городов все сборочные производства на расстояние 100 километров, инфраструктуру обеспечило государство. Как результат - станкостроительная отрасль стала конкурентоспособной. Качеством немецкая продукция всегда отличалась, а вот по цене была дорога, теперь успешно конкурирует с Японией и другими державами.

В качестве оператора project management предлагается использовать НП "Инжиниринговый кластер инфраструктурных проектов". Эта организация, хоть и зарегистрирована как НП, вышла целиком из производственного бизнеса, поэтому готова взять на себя разработку финансовых моделей проектов, согласование ее с банками, Региональной энергетической комиссией (РЭК) и профильными министерствами.

- Мы сотрудничаем с финансовыми институтами, представителями МО, инжиниринговыми компаниями, банками - совместно разработали схемы финансирования, по которым реализуем инфраструктурные проекты. Модель универсальная, подходит для решения задач и в социальной, и в коммунальной инфраструктуре, - говорит финансовый директор кластера Рустам Сулейманов. - Можно отобрать 10-15 наиболее перспективных идей, и, заручившись поддержкой правительства, заняться "притиркой" нюансов.

По словам Юрия Гуськова, исполнительного директора НП, ему удалось собрать экспертов, имеющих пусть небольшой, но опыт реализации инфраструктурных проектов в муниципалитетах, в том числе в формате ГЧП. Со всеми главами МО специалисты кластера встречались на организационном обучении по ГЧП, собирали информацию об актуальных и требующих скорейшей реализации программах.

- Сначала мы столкнулись с неоднозначной реакцией по поводу принадлежности кластера к коммерческим структурам, - говорит Юрий Гуськов. - Хочется еще раз подчеркнуть: это объединение всех инструментов реализации проектов: предприятий-производителей, представителей органов власти, экспертного сообщества. Мы прекрасно знакомы с существующими ограничениями: и с регулированием, и с бюджетом, и с законодательством, понимаем проблематику территорий Свердловской области. Но исходя из практики видим, что все-таки проекты можно реализовать. Более того, у нас, как и у глав муниципалитетов, есть четкая установка на развитие и модернизацию инфраструктуры. Поэтому и стараемся объединить все заинтересованные стороны.

Те инструменты, что сегодня существуют в регионе для поддержки инвесторов, их почему-то не вдохновляют. Количество институтов развития с каждым годом увеличивается, но координации между ними нет. Та же КРСУ, к сожалению, - больше политический инструмент, нежели экономический, сокрушаются бизнесмены. Полгода нам говорили, что именно корпорация выполняет роль одного окна в регионе, а потом оказалось, что министерство экономики, сейчас в муниципалитетах создаются новые структуры - инвестагентства. Свердловская область одной из первых внедрила все 15 пунктов инвестстандарта, но в результате уступает субъектам РФ, которые озаботились благополучием делового климата намного позже, если верить последнему рейтингу Агентства стратегических инициатив.

По словам представителей кластера, в региональном правительстве их заверили, что если главы МО проявят интерес к независимому оператору, готовому привести деньги на территории, а тот поможет начертить "дорожные карты", то в областной казне заложат средства на софинансирование проектов.

Модель ГЧП с банковским финансированием, которую предлагают члены кластера, подразумевает следующую схему: банк финансирует строящиеся проекты, а муниципалитет расплачивается в течение 4-5 лет. При этом получает готовые объекты и сразу может их эксплуатировать. Благодаря растянутым по времени платежам администрация способна равномерно распределить нагрузку на бюджет, заложив выплаты на последующие периоды. Даже с учетом немаленьких процентных ставок по кредитам это выгодно. Если проект стоит порядка 100-300 миллионов рублей, через 4-5 лет он будет оценен уже в 170 миллионов. А банку  за тот же период придется заплатить около 135 миллионов.

- Понимая, что в МО зачастую не хватает специалистов для оформления подобных проектов, просим глав только четко сформулировать задачу. А встречаться с банками, РЭК, областными властями, оформлять проект и согласовывать на экспертном совете при губернаторе готовы сами, - поясняет господин Гуськов.

У местного самоуправления, считают представители НП, сегодня существует серьезная мотивация для поддержки ГЧП, ведь за проблемы с дорогами, коммуналкой и т.п. "бьют" глав администраций, а не директоров конкретных МУПов, ДЭЗов. Более того, предприниматели уверены, что банки охотно кредитовали бы муниципалитеты, если бы у органов местного самоуправления было больше финансовой самостоятельности и больше опыта в профессиональной "упаковке" инвестпроектов. Сегодня им порой не хватает денег даже на авансовые платежи, а технология формирования бюджетного процесса настолько громоздка, что истребовать средства с нецелевой статьи практически невозможно. Приходится выкручиваться инвесторам: влезать в лизинговые схемы, брать рассрочки и т. п.

По словам Натальи Алемасовой, управляющей филиалом ВТБ в Екатеринбурге, банки, в принципе, готовы тиражировать ГЧП под залог контракта застройщика с муниципалитетом. Допустим, есть потребность построить поликлинику или детсад - МО заключает договор с подрядчиком на условиях, что первый платеж будет произведен по окончании стройки, а остальные - в течение 4-5 последующих лет. Банк под залог контракта кредитует застройщика именно на этот срок. Однако в подобном варианте ГЧП могут быть задействованы только застройщики с безупречной репутацией, финансово устойчивые - если администрация не сможет рассчитаться вовремя, последним придется взять кредит на себя.

- В 99 процентах случаев банки не готовы выступать прямыми инвесторами, они лишь создают условия, чтобы бизнес вошел в проект, - развивает мысль Александр Парамонов, директор Свердловского филиала Россельхозбанка.

Одним из эффективных инструментов для популяризации ГЧП, по его словам, может стать инвестиционный контракт, который подразумевает, что произведенная продукция будет 100-процентно реализована, что тариф на нее будет согласован в РЭК, а субъект РФ и МО предоставят преференции. По такому принципу, в частности, действует Сбербанк, когда кредитует строительство соцобъектов: создается проектная организация с участием муниципалитета (20-30 процентов уставного капитала), остальные 70-80 вкладывает банк, его представители также входят в совет директоров, чтобы осуществлять контроль над оперативной деятельностью. Строящийся объект находится в залоге, а после ввода в эксплуатацию продается либо сдается в аренду. Все права на него муниципалитет получает только после полной оплаты.

Еще один дополнительный источник финансирования инфраструктурных проектов в муниципалитетах - тариф. В частности, с 1 июля 2014 вводится жесткое ограничение на рост коммунальной платы для граждан, предельные индексы установлены на три года, однако местные власти при согласовании с федеральными регуляторами имеют возможность корректировать их. По оценке заместителя председателя РЭК Свердловской области Александра Соболева, сегодня в регионе есть возможность учесть порядка 2,5 миллиарда рублей в регулируемых тарифах в счет прибыли.

прямая речь

Яков Силин, заместитель председателя правительства Свердловской области:

- Перспективы развития ГЧП на Среднем Урале, безусловно, есть. Слабым пока является муниципально-частное партнерство. Но, несмотря на определенные трудности, прежде всего пробелы в законодательной базе, отдельные проекты в рамках кооперации государства и бизнеса реализуются. Наша задача - поставить такие варианты сотрудничества на солидную основу, а для этого необходима заинтересованность обеих сторон. В нашем регионе хватает инвесторов, достаточно производственных и сервисных предприятий для реализации подобных проектов, но без инициативы представителей муниципалитетов ГЧП развиваться не может. Поэтому хочется видеть заинтересованность со стороны местного самоуправления.

Экономика Бизнес Экономика Финансы Инвестиции Филиалы РГ Урал и Западная Сибирь УрФО Свердловская область