Александр Владимирович! Горожанам предложили выбрать один из четырех вариантов ответа: 1) укрепить конструкции и объявить открытый конкурс на проект реставрации и дальнейшего использования башни; 2) башню разобрать, отреставрировать и установить на новом месте; 3) разобрать, отреставрировать и вновь установить на историческом месте – улице Шаболовка; 4) предложить свой вариант. Что, действительно, город готов решить этот вопрос голосованием?
Александр Кибовский: Вовсе нет, тем более, что такие решения находятся в компетенции федеральных властей. Шуховская башня – объект культурного наследия и все решения по поводу нее будут приниматься в соответствии с законодательством на основании мнения специалистов и заключения государственных экспертов. Перенос башни возможен только по решению Министерства культуры РФ. Но, не подменяя установленные процедуры, важно понимать и настроения москвичей, насколько волнует их этот вопрос, как им видится его решение, дать возможность каждому желающему высказать свое мнение. Сейчас на "Активном гражданине" зарегистрировано уже 90 тысяч пользователей, плюс со вчерашнего дня к нему получили доступ не только владельцы смартфонов, но и персональных компьютеров. А это во много раз увеличивает возможности горожан. В любом случае, за первые два дня стало ясно, что большинство жителей столицы не сочувствуют идее перемещения башни.
Но собственник Шуховской башни – Минсвязь РФ именно это и собиралось предпринять, рассматривая в качестве новых площадок для нее ВДНХ, Калужскую площадь, или вовсе идею вывоза в Самару или Севастополь...
Александр Кибовский: Я совершенно не одобряю попытки сформировать из РТРС и Минсвязи образ коллективного врага. Радикальным популизмом и лозунговщиной башню не спасти. Потребуются сложнейшие инженерные и технические работы стоимостью сотни миллионов рублей. Никто из доброхотов, занимающихся революционным самолюбованием на фоне разрушающейся башни, никаких источников финансирования этих работ не предлагает. То есть очевидно, что единственной силой, которая не на словах, а на деле может спасти башню, являются Министерство связи и РТРС. И пока все, что делается: обследования состояния башни, электронные модели колебаний, необходимые экспертизы, проектные проработки - делается за их счет. А раз это так, то здравый смысл подсказывает, что те, кого реально волнует судьба башни, а не шумиха вокруг нее, должны заниматься не бессмысленными и бесперспективными побранками, а консолидироваться и приложить все возможности для того, чтобы помочь федеральным структурам принять оптимальное решение.
Ваше личное мнение, что все-таки лучше всего сделать с этим сооружением?
Александр Кибовский: Прежде всего, надо обеспечить стабильность и безопасность башни, не допустить ее обрушения. В этом у нас с РТРС полное взаимопонимание. Эта задача сейчас является приоритетной. Все остальное имеет смысл только в том случае, когда угроза физической утраты памятника ликвидирована. Этой важнейшей и сложнейшей инженерной проблемой коллеги занимаются вплотную. Они заняты реальным делом и, конечно, им сейчас совсем не толк-шоу и утопических дискуссий, участники которых в основном любят себя в искусстве, а не искусство в себе. Будет решена эта главная задача, тогда, наверное, можно будет выдохнуть и заняться спокойным обсуждением перспектив данного объекта. Сама идея конкурса, позволяющая привлечь широкий спектр профессионалов, в том числе и зарубежных, лично мне импонирует. Тем более, что проблему надо рассматривать комплексно - не только ее технический аспект, но и вопросы дальнейшего использования и эксплуатации башни, поскольку объектом связи она уже давно не является. Московский опыт показал хорошие возможности такого подхода. В любом случае, если коллеги из Министерства связи решат такой конкурс провести, то это может стать важным и интересным культурным событием.
Полный текст "Делового завтрака" с Александром Кибовским читайте в одном из ближайших номеров "РГ"