По его словам, программа не является комплексным документом развития дальневосточных территорий, а участники недавних парламентских слушаний в Госдуме сошлись во мнении о невозможности ее реализации в том виде, в котором она утверждена.
- Очевидно, что без помощи федерального центра дальневосточным субъектам не обойтись. Вместе с тем действующие федеральные законы по обеспечению социальными гарантиями населения Дальнего Востока реализуются сегодня не в полной мере, - отметил Николай Харитонов. - В нашем комитете находятся законопроекты, направленные на улучшение качества жизни дальневосточников, но большинство из этих нормативных актов не поддерживается правительством.
Предметом рассмотрения на мероприятии в Хабаровске стали еще два проекта федеральных законов, которые могут изменить ситуацию в ДФО: "О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока" и "Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона".
Следует напомнить, в октябре прошлого года на заседании правительственной комиссии были одобрены предложения минвостокразвития России о новой модели и институтах социально-экономического развития Дальнего Востока. В рамках модели поставлены следующие цели: до 2025 года необходимо удвоить ВРП Дальневосточного федерального округа, привлечь более трех триллионов рублей внебюджетных инвестиций, создать 427 тысяч высокопроизводительных рабочих мест, увеличить численность населения на миллион человек. Выбрав территории опережающего развития как один из инструментов достижения этих целей, ведомство уже рассмотрело более 400 предложений по созданию ТОРов. Из них отобраны 38 площадок, однако в список наиболее подготовленных вошли только 14.
- ТОРы - проект очагового развития, никак не объединяющий территорию Дальнего Востока и Байкальского региона, - дал оценку заместитель председателя Госдумы РФ по энергетике Сергей Левченко. - Дальний Восток обделен вниманием государства - такой вывод можно сделать исходя из показателей оттока населения, объема инвестиций в экономику региона и еще целому ряду показателей. Одна из причин тому - рассогласованность действий и раскоординированность в управлении территорией.
А по мнению члена комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Ивана Абрамова, меры, которые предпринимались в профильном министерстве, никак не повлияли на развитие экономики в регионе и только увеличили количество желающих покинуть Дальний Восток.
- Сегодня уже сложилось общее понимание, что для достижения стратегических целей, поставленных президентом России, - ускоренное развитие Дальнего Востока, улучшение здесь социально-демографической ситуации, - существующие программы недостаточны. Необходимо совершенствование правовой базы и прежде всего на федеральном уровне, - подчеркнул председатель Законодательной думы Хабаровского края Виктор Чудов. - Члены парламентской ассоциации "Дальний Восток и Забайкалье" высказались за скорейшее принятие федеральных законов о ТОРах и об особых условиях развития восточных территорий, а также внесли более десятка предложений по совершенствованию федеральной нормативно-правовой базы.
Среди предложений парламентариев - компенсация из федерального бюджета разницы энергетических тарифов для населения и организаций Дальнего Востока до среднероссийского уровня, субсидии авиакомпаниям на обеспечение круглогодичных перевозок в ДФО, независимо от возраста пассажиров, о субсидирование внутрирегиональных воздушных маршрутов, льготные условия ипотечного кредитования жителей востока России.
- Законы необходимо принимать, уже отступать некуда - за нами сегодня Дальний Восток, и мы чувствуем жаркое дыхание приграничных регионов, в том числе Китайской Народной Республики, которая стремительно развивает свою экономику. Этому мы можем противопоставить только сильную армию и сильную экономику, - сказал Харитонов.
Между тем
На заседании круглого стола в Хабаровске депутаты Госдумы предложили в качестве одного из вариантов привлечения финансовых средств на развитие Дальнего Востока государственный заем.
- Если бы государство в лице президента или Федерального собрания обратилось к гражданам и четко объяснило цели финансирования, сославшись на недостаток бюджетных средств на развитие Дальнего Востока, а также, что они получат потом, думаю, соотечественники не отказали бы в займе средств. К тому же сегодня на счетах российских граждан хранятся большие суммы, - сказал Николай Харитонов. - Срок погашения облигаций необходимо установить в 20-25 лет - не думаю, что это бы напугало россиян.