В Киргизии обсуждают будущее пенсионного обеспечения военных

В Киргизии рассматривается возможность передачи пенсионного обеспечения военнослужащих обычной системе государственного социального страхования. Этот вопрос обсуждался на заседании межведомственной комиссии, созданной правительством. Инициатива исходит от кабинета министров, но встречена бывшими силовиками в штыки.

"Прощание славянки"

Почему отставные военные выступают против уравнивания их с "гражданскими" пенсионерами? Тому есть несколько причин, и одну из них озвучивает руководство силовых структур. В военных министерствах и ведомствах утверждают, что перевод пенсионного обеспечения военных в ведение общегражданской системы соцобеспечения приведет к нарушению секретности. Кроме того, снизится и размер выплат, которые получают отставники.

Бывшие сотрудники силовых структур придерживаются схожей точки зрения. "Перед людьми в погонах государство ставит цели и задачи, в корне отличающиеся от тех, которыми руководствуются гражданские службы, - говорит председатель общественного объединения "Институт военного омбудсмена имени Каравая Асаналиева" Анвар Сартаев. - Уже только поэтому нельзя стирать границы между военными и гражданскими пенсионерами, хотя это уже происходит. Раньше, к примеру, силовики имели льготы при оплате коммунальных услуг, а в 2009 году их убрали. Выплат пенсий и надбавок приходится добиваться через суды".

Сейчас размер военных пенсий определяется несколькими показателями - званием, местом службы и причинами выхода в отставку. Самые маленькие выплаты получают сотрудники пожарной службы и МЧС - в среднем около 5 тысяч сомов (меньше 100 долларов) в месяц. Надбавки по выслуге лет или по состоянию здоровья между тем так мизерны, что фактически не влияют на сумму, выдаваемую на руки. Выше всех пенсии у сотрудников спецслужб, однако и их сложно назвать приемлемыми.

- Когда выйду на пенсию, боюсь, заслуженного отдыха не получится, - признался на условиях анонимности действующий сотрудник спецслужб Киргизии. - По моим расчетам, государство будет выплачивать мне порядка 15 тысяч сомов в месяц (около 280 долларов). Пенсия, конечно, выше среднего показателя, но на нее прожить невозможно.

Из милиции - в такси

50 лет - возраст, по достижении которого, согласно законодательству, в Киргизии отправляют на пенсию сотрудников военных структур мужского пола, включая пожарных и силовиков. Женщины покидают службу в 45 лет. Пенсионерами эти люди становятся в активном трудоспособном возрасте и не хотят мириться с тем, что общество пытается оттеснить их на обочину жизни. Тем более, что к моменту выхода в отставку у многих на попечении находятся несовершеннолетние дети.

- Пенсионеры из силовых структур прак-тически поголовно вынуждены искать работу, - рассказывает генерал-майор ГКНБ, глава общественного объединения ветеранов "Альфа-Антитеррор" Артур Медетбеков. - Причем не столько потому, что хочется, а по необходимости. Большая часть - около 80 процентов - находят работу без труда. Еще пять процентов остаются на руководящих должностях. Остальные уезжают за границу. В целом же обидно за людей, которые отдали годы жизни служению государству, а потом вынуждены работать охранниками.

Часть силовиков, по неофициальным данным, трудоустраиваются в смежных областях. Их нередко можно встретить среди сотрудников частных охранных агентств. Те, кому удалось накопить стартовый капитал, открывают свой бизнес. Некоторые занимаются преподаванием профильных дисциплин в родных ведомствах или гражданских учебных заведениях. Гораздо сложнее найти себя в "гражданской" жизни отставникам, не имеющим специальных навыков боевой подготовки и не дослужившимся до высоких офицерских чинов - сотрудникам МВД, пожарной службы, службы исполнения наказаний.

- После отставки вопрос "работать или нет" не стоял, - делится бывший участковый милиционер Айбек, который на пенсию ушел в звании капитана. - Жена - домохозяйка, двое несовершеннолетних детей, пенсия - копейки. Сначала хотел пойти охранником в магазин - не взяли, не подошел по возрасту. Друг предложил арендовать "маршрутку", работаю так больше пяти лет.

Пенсионеры-ученики

Как ни удивительно, но судьба бывших силовиков в Киргизии чаще интересует не свое государство, а чужие далекие страны. С конца 2009 года в республике работает программа НАТО по переобучению военных пенсионеров. За это время более трехсот отставников прошли обучение на курсах английского языка, компьютерной грамотности и управления малым бизнесом.

- Бывшим военным трудно адаптироваться к гражданской жизни, их тяжело трудоустроить из-за высокой конкуренции, - рассказывает начальник отдела военно-технического сотрудничества, экспортного контроля и лицензирования управления международного военного сотрудничества министерства обороны Киргизии полковник Абдымалик Давлетов. - Найти работу сейчас трудно даже молодым людям с двумя высшими образованиями, что тут говорить о пенсионерах. Но курсы повышают их шансы найти работу. Обучение длится три месяца, и оно бесплатное. Раньше курсы действовали в Бишкеке, а с прошлого года мы открыли их в Оше. В текущем году, вероятно, возможность переобучиться появится и в Караколе, чтобы пенсионеры посещали их по месту проживания, не выезжая в столицу или на юг республики.

В истории курсов уже есть положительные примеры. Опрошенные выпускники рассказали, что некоторые из них после знакомства с основами управления малым бизнесом открыли свое небольшое дело. "После службы не могла найти работу в течение трех лет, - написала в анкете одна из участниц курса. - Я почти потеряла надежду трудоустроиться, но, получив дополнительное образование, изменила свою жизнь".

Не потеряться в жизни на "гражданке", впрочем, отставникам помогают не только подобные программы. При каждом военном ведомстве республики действуют объединения или общественные организации ветеранов. "Вместо того чтобы ждать поддержки со стороны, мы пытаемся помочь себе самим", - говорят бывшие силовики.

Комментарии

Эльвира Сариева, вице-премьер-министр КР по социальному блоку:

- Военные не охвачены обязательной системой государственного социального страхования, они не производят отчисления страховых взносов. При этом пенсионное обеспечение гражданских лиц регулируется одним законом, а военнослужащих - другим. Бюджетные прогнозы в КР и успешный опыт других стран показывают, что нам придется вносить изменения в систему. Приведу в пример соседний Казахстан, где с 1998 года введен порядок обязательных пенсионных взносов в накопительный пенсионный фонд в размере 20 процентов от размера денежного содержания. У каждого военнослужащего есть свой индивидуальный пенсионный счет (по выбору вкладчика), пополняющийся из бюджетных средств. Все вопросы, касающиеся пенсии, вне зависимости от того, гражданское это лицо или военное, определяются единым законом.

Сейчас пенсионным вопросом в отношении военных занимаются несколько разных структур - из-за различной специфики деятельности сотрудников силовых структур, секретности. Учитывая сложность вопроса, нам нужно выработать единую государственную политику в интересах социальной справедливости. При этом необходимо гармонизировать законодательство, разработать механизмы индексации исчисления и определить ответственные ведомства. Изменения, полагаю, не приведут к уменьшению пенсий военнослужащих, это было бы антиконституционно.

В состав межведомственной комиссии правительства Киргизии, которая занимается вопросами пенсий военнослужащих, входят представители множества министерств и ведомств. Но, к сожалению, уже много лет они не могут выработать единую государственную политику в этой сфере, определить единый орган, отвественный за сферу пенсионного обеспечения военнослужащих.