Родом он с Брянщины, а в Тверскую область перебрался в 90-м. Эхо чернобыльской трагедии заставило семью бросить крепкое хозяйство и искать счастье на новом месте. Но нет худа без добра. Осев в старинном волжском городке Старица, Миша буквально окунулся в давнюю страсть - рыбалку. А заодно воплотил в жизнь мечту детства - построить плот.
Поплавок из-под "Боржоми"
Обычная связка бревен Михаила не устраивала, и он решил изобрести нечто такое, чего до него никто не делал. Помогла природная смекалка, золотые руки и прежняя работа в одной "хитрой" лаборатории. Несколько месяцев Миша провел за чертежами и расчетами. В итоге каждая деталь получилась оригинальной, хоть авторское свидетельство выписывай.
В качестве главного плавсредства на плоту используются пластиковые бутылки из-под минералки. Таких "поплавков" ровно 3 тысячи. Они плотно стоят в трех деревянных коробах - по тысяче штук в каждом. Собрать бутылки труда не составило. Труднее было выбрать строительный материал, сварить раму, приделать к ней короба, а сверху настелить палубу. Тут все приходилось рассчитывать буквально до миллиметра. Любой перекос, малейшее нарушение центровки грозило плоту крушением. На верхней Волге хоть и не штормит, но ветра бывают такими - лодки переворачивает. Все это Миша учел и для пущей устойчивости на первые свои сплавы ходил с большими автомобильными камерами - их крепили ремнями между рядами бутылок. Правда, потом от таких "спасательных кругов" наш капитан отказался: заложенных в плот плавучести и остойчивости вполне хватало для преодоления волжских порогов.
Тем более что из пластиковых бутылок получились отменные поплавки. Они выдерживают груз в 3 тонны и проходят мелководье, где глубина едва превышает 20 см. В суровую погоду плот может крутить, как ветряную мельницу, выбрасывать со стремнины к берегу, наталкивать на подводные камни, а ему хоть бы хны - даже посуда с полок не летит. Правда, при сильном встречном ветре можно на одном месте сутки проторчать. Два рулевых весла по бортам палубы тут бесполезны. Один выход - лезть в воду и брать плот "на буксир", то есть толкать. Весла, между прочим, Миша сделал сборными: под напором волны гнутся, как лук, но не ломаются.
Доставляют "Фанат" к реке и возвращают домой очень просто. Свой плот Надточей оборудовал подъемными шасси и прицепным механизмом наподобие тракторной тележки. В походном состоянии два автомобильных колеса удерживают металлические стойки. А когда плот спускают на воду, они складываются, как на самолете. Для этого даже не приходится мочить ноги. Полуметровые угловые балки оставляют достаточно пространства между палубой и коробами с бутылками. Миша забирается туда, отвинчивает контровочные гайки и поднимает шасси под брюхо плота. Всего-то 10-15 минут работы и - можно отчаливать.
120 километров удовольствия
Обычно на сплав уходит команда из 5 человек, хотя бывает и 4, и 6. Поход, как правило, длится неделю и занимает маршрут в 120-140 км. Идем либо от Зубцова (городок под Ржевом) до Старицы, либо от Старицы до Твери - в сам областной центр, конечно, не заплываем. Последние несколько лет Миша практикует еще и семейный отдых на воде. "Парный" сплав покороче и только для своих - капитан с женой Леной, да еще супружеская чета из близких знакомых.
Богатеньких буратино Миша к "Фанату" на пушечный выстрел не подпускает. На плоту он бог, царь и воинский начальник. Один раз поддался на уговоры, вывез на Волгу коммерсанта с девицами, так все проклял. Шумная компания ударилась в пьянку, вместо отдыха и рыбалки Надточею день и ночь пришлось следить, чтобы буйные пассажиры не передрались и не утонули. С тех пор в свою команду Миша принимает только проверенных людей.
На плоту, конечно, и мы не монахи. Сухого закона там нет, и под свежую уху из волжской щуки, судака, окуня, плотвы или голавля с удовольствием опрокидываем стопку-другую. А потом и спеть можно. Миша под гармонь исполняет частушки собственного сочинения, я беру гитару. Случается, что на наши импровизированные концерты сбегается народ из стоящих вдоль берега деревень. А в выходные нет отбоя от отдыхающих - подплывают к плоту, чтобы сфотографироваться, зовут к своему шалашу, кидают на борт бутылки с пивом.
Несколько раз, когда над Волгой бушевала гроза, мы давали приют лодочникам. На байдарках, "резинках", плотах по верховьям великой русской реки ходят целыми семьями. Помню, как у нас гостили молодые ребята, вымокшие до нитки в своих надувных лодках. А мы в это время сидели под навесом и пили чай. Приютили, конечно, согрели домашним вином. Надо было видеть, с какими грустными лицами они потом спускались в мокрые челны.
А еще запомнился молодой парень, сплавлявшийся на сбитых в маленький плот досках чуть ли не от истоков Волги. Она начинается в Осташковском районе, за несколько сотен километров от Старицы. Вот этот путешественник оказался крепким орешком. При встрече шутил, что свои последние блесны и крючки потерял еще до Ржева. Но тем не менее категорически отказался от нашей помощи.
За лещами - к отшельнику
Признаться, на такой экстремальный сплав я бы уже не пошел. В нашей команде народ подобрался возрастной - всем за пятьдесят (неизменному спутнику Миши в рыбацких походах Юрию Беспалову вообще за 70), и какие-никакие удобства мы все же заслужили. Когда 11 лет назад Надточей устраивал пробный заплыв, на плоту еще не было уютного домика с 6 топчанами в два яруса, газовой плиты и морозильной камеры, которую подпитывает работающая на бензине электростанция. Постельное белье и иные приметы цивилизации, например, корабельная рында, часы - спасательный круг и походный стол под палубным тентом появились на "Фанате" гораздо позже. Обязательный ритуал поднятия российского флага перед отплытием - тоже. А в тот, самый первый, раз небольшая команда фанатов рыбалки и активного отдыха на природе довольствовалась скромной палаткой, консервированной тушенкой и жесткими матрасами, брошенными на палубу.
Консервы мы и сейчас с собой прихватываем - на всякий пожарный случай. И хотя без рыбы в походах по реке ни разу не оставались, запасы провианта всегда готовим солидные. Тем более что на любом сплаве в команде имеется штатный повар. Уха, шашлыки, жареная рыба в нашем меню практически каждый день. Когда на промежуточную стоянку к нам приезжают гости, случается, балуем их даже пловом.
А Волга балует нас не только великолепным отдыхом, чудесными видами, но и неожиданными встречами. Например, где-то между Старицей и Тверью однажды познакомились с настоящим отшельником. Летом берега реки буквально усыпаны так называемыми нахаловками. Это либо шалаши, либо сколоченные из досок (обтянутые полиэтиленом) маленькие жилища, в которых временно ютятся тверские бомжи. В теплое время года они уходят из города в лес и кормятся там дарами природы - грибами, ягодами, рыбой. Один такой мужичок избрал берег Волги местом постоянного жительства. Сколотил из бревен лачугу, сложил печку - в общем, осел и как-то незаметно превратился в местную достопримечательность. Дело в том, что у его жилища бьет из земли чистейший родник, а рядом в заводи водятся большие лещи. Вот и потянулся туда походный люд - кто за водой, кто на рыбалку. Негласным правилом стало оставлять отшельнику какой-нибудь провиант. И зажил мужичок: сыт и собой доволен. Говорят, что к нему теперь на отдых даже дочь приезжает.
На хвосте у автозака
К реке "Фанат", как правило, транспортируем уазиком на скорости не больше 40 км/ч. При относительно большом весе плот идет по дороге устойчиво, а жесткая сцепка предохраняет его от мотания из стороны в сторону.
А вот вытягивать наш плавучий дом из воды нередко приходится трактором - пересеченку и крутые берега обычной машине с таким грузом преодолеть сложно. Когда сплав заканчивается далеко от деревень, и тракториста днем с огнем не сыщешь, приходится включать смекалку. Было дело - выбирались из Волги на военном полигоне под Тверью. Помощь пришлось просить у местных служивых. Предварительно посетив "Фанат" и хорошо угостившись, два офицера на радостях пообещали выслать к реке реактивную систему залпового огня. Огневая поддержка нам не требовалась, поэтому сошлись на передвижной аварийной мастерской. Она, точнее говоря, ее лебедка с трудом, но вытащила плот на дорогу по крутой и извилистой лесной просеке.
Вообще за годы сплава во время возвращения домой насмотрелись всякого. Один раз пришлось воспользоваться автозаком, невесть каким образом попавшим в руки знакомого старицкого предпринимателя. Загонять машину в воду водитель категорически отказался. Поэтому плот к автомобилю прикрепили металлическим тросом. Подъем шел в гору, и автозак буквально надрывался под такой ношей. Кончилось тем, что трос лопнул, и "Фанат" встал на попа. Хорошо не перевернулся, потому что в этот момент на плоту был наш капитан. Он как гимнаст повис на рейке палубного тента и умудрился не слететь на землю. Трос потом перевязали, и вытянули "Фаната" на другом, более пологом участке.
Провести такой прицеп по автомобильной дороге тоже большое искусство. Размеры у "Фаната" приличные - 4 на 6 метров, высота в походном состоянии под 4 метра. Но Миша и здесь все предусмотрел. Правое колесо водитель пускает по самой кромке шоссе, так что машины свободно обгоняют плот. Спереди и сзади его габариты обозначены, как того требуют Правила дорожного движения. Но все равно спасибо местным гаишникам, что не допекают кэпа нудными разбирательствами. Говорят, если бы не служба, сами бы с удовольствием прокатились на таком чуде по Волге.