По последним данным Оргкомитета ЧМ-2014, за нынешним турниром в Южной Америке будут наблюдать порядка трех миллиардов жителей нашей планеты! Внушительная цифра, не правда ли? По этой же статистике крупнейшие операторы предоставили свои спутники для трансляции более чем 30 тысяч часов футбола. Корреспондент "РГ" решил узнать, как показывают футбол, какие технические мощности задействованы во время трансляций, ну и заодно подсчитать, сколько все это стоит.
Официальными телевизионными и техническими партнерами ФИФА во время чемпионата мира в Бразилии являются американский канал HBS и один из крупнейших в мире производителей современной техники из Японии.
Правда, для того, чтобы найти "крайнего" - человека, способного доходчиво объяснить, что к чему, мне пришлось побегать. В итоге "говорящую голову" вашему покорному слуге отыскали. Один из официальных представителей компании, обслуживающей "картинку" ЧМ-2014, поделился со мной крайне любопытными цифрами. Скажем, у каждого матча на чемпионате будет 37 стандартных планов камеры (вместо 32, как это было в ЮАР четыре года назад), в трансляциях задействованы 64 камеры замедленной съемки, 36 пультов управления и 820 высокоточных мониторов. Кроме того, над аренами находятся воздушные камеры, или "пауки", есть специальная техника для захвата сверхбыстрых действий и даже отдельные камеры для флеш-интервью. Телевизионщики к процессу подошли не скупясь и привезли для подготовки к трансляциям полмиллиона метров специального кабеля. Кроме того, японская компания построила 12 специализированных технических контейнеров - ровно по количеству городов, принимающих матчи ЧМ. Там для телевизионщиков есть все необходимое для жизни и работы. Один контейнер помещается в разобранном виде в три грузовика с грузоподъемностью не менее 10 тонн.
Есть и еще одна новинка, которой, правда, пока мало кто смог воспользоваться - накануне чемпионата, совместно с ФИФА, было принято решение записывать все поединки чемпионата мира в новом разрешении 4К (Ultra High Definition). Чтоб было понятно - это картинка на вашем телевизоре с немыслимым доселе разрешением 38402160 пикселей. Стоят такие ТВ под 200 тысяч российских рублей, да и мало кто может предоставить сигнал такого качества, но производители утверждают, что уже совсем скоро во время футбольных трансляций игра должна "переместиться" прямо в вашу квартиру. Первый шаг в новый формат был сделан, и в Бразилию привезли 224 специальные камеры, развернули специальную группировку спутников, а на улицах Рио-де-Жанейро смонтировали несколько панелей, поддерживающих формат 4К. Не повезло тут только телезрителям, разорившимся на покупку дорогой игрушки - оказалось, что технические возможности пока не позволяют отправлять картинку по всему миру, и после совещаний было принято решение продолжить съемки, но уже в режиме "живой записи".
После завершения турнира будет смонтирован официальный 4K-фильм чемпионата мира, в который войдут матчи на "Маракане". Он будет распространяться посредством онлайновых сервисов по окончании чемпионата, а также планируется к показу в кинотеатрах. Телевизионный директор ФИФА Николас Эрикccон не смог объяснить, кто будет ходить на такие "сеансы" спустя месяц-два, а то и больше после завершения турнира, зато поделился планами на ближайшее будущее.
"Мы в ФИФА создали самую простую структуру прав на телетрансляции матчей для будущих 4K вещателей. Если они проявят желание освещать игры, то сложность будут представлять не права, а всего лишь технические аспекты. Уже сейчас мы ведем переговоры с потенциальными покупателями с Ближнего Востока и Европы, которые смогут обеспечить техническое сопровождение сигнала и показать болельщикам во всем мире что-то совершенно новое", - заявил чиновник.
Во время трансляций наверняка вы могли обратить внимание на тросы, натянутые над стадионами, где проходят матчи ЧМ-2014. По четырем канатам буквально летает воздушная камера, или, как называют ее коллеги-телевизионщики, "паук".
Камеру используют для получения ярких планов и необычных ракурсов. Она бесшумна и может совершать практически мгновенно любые повороты, взлеты и падения в нужную точку поля. Специальные прочные тросы (способные выдержать почти космические перегрузки), как правило, крепят на опоры стадиона или мачты освещения, далее идет монтаж сложной системы электрических лебедок и тросовых барабанов. Всем этим беспокойным хозяйством управляет специальный микропроцессор. Машина моментально рассчитывает лучшую траекторию, что позволяет камере "летать" по заданной траектории. Система связана со студией через беспроводной канал, а изображение передается по оптическому кабелю. Отмечу, что по словам моего собеседника, система практически полностью компьютеризирована и оператору достаточно просто водить джойстиком, чтобы поймать тот или иной момент. К слову, стоимость такого "паучка" несколько сотен тысяч евро, а установка и демонтаж занимают сутки.
Производитель официального мяча ЧМ-2014, который получил название "Бразука", решил открыть новую страницу в истории, оснастив несколько мячей шестью компактными камерами HD! Вмонтированные прямо в "Бразуку", камеры способны захватывать 360-градусное панорамное видео и показывать болельщику моменты в формате высокой четкости. Планируется, что ролики с использованием таких мячей пока что будут выкладываться в Интернете, хотя организаторы не исключают, что данная технология может вскоре стать востребованной и в телевизионных трансляциях.
Пишущие журналисты на чемпионате мира получили на трибунах арен приятный бонус в виде телевизора "на троих". За столиком в ложе прессы может поместиться ровно три человека - и каждый может усесться довольно комфортно. У каждого из нас имеется свой рабочий "пилот", лампочка, кабель с шустрым Интернетом и общий телевизор, который показывает картинку матча, а также повторы наиболее интересных моментов. Само собой, трансляция идет без звука, хотя в этом нет особой необходимости. Комментаторы получают места на той же трибуне, что и пишущая братия, и некоторые из них (особенно из Южной Америки) бывают очень эмоциональны, а уж если их команда забивает - тут лучше побыстрее заткнуть уши!
По популярности, размаху, затратам и размерам прибылей с чемпионатом мира по футболу может сравниться разве что летняя Олимпиада.
Не забывайте, что для ФИФА главный турнир четырехлетия это еще и великолепный шанс заработать. Памятуя об этом, Международная федерация футбола всегда и без исключений сохраняет за собой статус организатора турнира, а потому оставляет за собой все самые большие статьи доходов.
В 2014 году ФИФА получит доход от турнира в Бразилии в размере четырех - четырех с половиной миллиардов долларов при потраченных двух. Три миллиарда Международная федерация футбола заработает за продажу телеправ (порядка 1,7 миллиарда) и доходы от многочисленных спонсоров.
К слову, четыре года назад в ЮАР ведомство Блаттера получило "всего 2,5 миллиарда" - так что, серьезный рост налицо. Вообще, права на показ футбольного чемпионата стали едва ли не главной статьей дохода. Со времени проведения ЧМ 1998 года во Франции выручка ФИФА от Кубка мира, включая показ матчей на ТВ, выросла сразу в 11 раз. И эта цифра будет расти с каждым новым турниром. Не зря же за право показывать футбол "не на жизнь, а на смерть" сражаются целые вещательные империи. Скажем, уже известно, что телеканал Fоx Sports выиграл тендер на приобретение прав на трансляцию матчей чемпионата мира по футболу 2018 и 2022 годов на английском языке на территории США. По неофициальным данным, вещатели заплатили за это порядка 400 миллионов долларов, что в два раза больше, чем платили вещатели на прошлых турнирах! И это еще "цветочки", эксперты говорят, что после завершения чемпионата мира 2018 года в России прибыль ФИФА может достичь пяти миллиардов долларов, из которых за продажу телевизионных прав федерация получит не менее 2,5 миллиарда!
ФИФА и телевидению помогают жить спонсоры. Для того, чтобы стать партнером и получить право рекламировать себя до, во время и после чемпионата мира, надо быть готовым раскошелиться на суммы от трех до 200 миллионов долларов.
Традиционно ФИФА разделяет партнеров на три группы - глобальные партнеры, в число которых входит не более 5-7 всемирно известных компаний, имеющих право использовать в своих целях символику турнира по своему желанию. Далее следуют не более десятка спонсоров различных акций и мероприятий, которые могут показать себя непосредственно во время проведения турнира, ну и еще такое же количество местных спонсоров.
Отмечу, что в Бразилии чиновники ФИФА попросили своих партнеров поменьше "пиариться", дабы не раздражать местное население и не давать лишних поводов для волнений протестующим. Руководители компаний пошли навстречу и, свернув множество программ в фан-зонах, согласились на "ограниченный показ" их брендов во время трансляций матчей.
Правда, без скандалов не обошлось - яркие наушники, разработанные известным рэпером Dr. Dre еще до старта мирового первенства, рекламировали звезды футбола. В ролике снялись Неймар, Луис Суарес и Марио Гетце. Во время ЧМ-2014 они частенько попадали в поле зрения камер, иногда как раз в тех самых наушниках фирмы, которая официальным спонсором ЧМ не является. Безобразие заметили бдительные японцы и напомнили ФИФА, что действующее лицензионное соглашение запрещает использование других технических брендов во время официальных мероприятий чемпионата мира.