Чтобы донести до иностранных граждан позицию российских властей, Инициатива "Постглобализация" опубликовала на своем сайте видеоролик с выступлением президента по крымскому вопросу, переведенным на английский язык. Мы не оценивали и не комментировали выступление президента, не заявляли собственной позиции, а просто дали англоязычной публике возможность получить представление о том, чем руководствовалась Россия, принимая Крым в состав своего государства.
Тем самым мы дали возможность западному обществу оценить позицию России без комментариев журналистов или аналитиков. Судя по набранному видеоклипом количеству просмотров и комментариев, западное сообщество восприняло нашу инициативу очень позитивно. И, по всей видимости, именно эти простые факты оказались открытием для множества людей на Западе, потому что их пресса не рассказала ни об исторической связи Крыма с Россией, ни об этническом составе населения полуострова, ни о результатах референдума. И, естественно, пришлось вспомнить о том, что совсем недавно в сходных обстоятельствах Запад поддержал отделение Косово от Сербии. Притом что в Косово, в отличие от Крыма, не проводилось ни референдумов, ни других демократических процедур.
Популярность ролика среди международной аудитории сама по себе является показателем сдвигов, происходящих в общественном поле. И это касается не только ситуации в Крыму, отношения к России или оценки происходящего на Украине. Социологические исследования демонстрируют растущее недоверие европейцев к собственной большой прессе и к собственному политическому классу. Парадоксальным образом единство, продемонстрированное истеблишментом Запада в конфликте с Россией, на фоне растущего в обществе недовольства его, истеблишмента, политикой, вызвало рост интереса к событиям на Украине и заставило европейцев подозревать, что единодушие их правящих кругов выражает отнюдь не стремление к справедливости.
При этом сама пресса, покрывающая любые действия Киева, пытающаяся скрыть от публики кровавую драму, происходящую на Юго-Востоке Украины, и оправдывающая репрессии против сопротивления, все более теряет доверие людей. Все это слишком тенденциозно, шито белыми нитками. И слишком очевидна связь между проводимой линией и интересами блока НАТО, стремящегося к расширению на Восток.
В последний раз нечто подобное происходило, когда Соединенные Штаты начали вторжение в Ирак и Афганистан. Те войны сегодня уже открыто признаются обществом позорными и провальными. Пропагандистские аргументы, выдвигавшиеся тогда администрацией Буша, оказались ложными, а сама та администрация заслужила всеобщую неприязнь и недоверие как в США, так и в мире. Нечто очень похожее происходит сегодня в связи с политикой США и Запада по отношению к России, Украине и Крыму. Однако сказывается поразительная неинформированность западной аудитории о положении дел на Востоке Европы. По сути, образованный западный обыватель сегодня знает о Восточном Тиморе гораздо больше, чем о Восточной Украине, не говоря уже о Крыме, хотя все эти территории находятся буквально под боком. Та ложь, которая была бы технически невозможна, если бы речь шла, например, об Алжире или Намибии, оказывается допустима, когда надо объяснять публике события в Донецке или Луганске.
Однако люди, даже не имея объективной информации, уже догадываются, что им попросту морочат голову. Ведь если все знают, что официальные лица лгут относительно экономического положения, перспектив Евросоюза и ситуации на Ближнем Востоке, почему надо им доверять, когда они рассуждают про Крым? Именно поэтому, получив возможность ознакомиться с реальным положением дел, иностранные граждане меняют свое отношение к присоединению Крыма, а наш короткий ролик становится международным информационным событием.
Для глобальных информационных холдингов, тесно связанных с правящими кругами и превратившихся в рупор финансовой олигархии, приближается "момент истины". Их монополия все более под вопросом. Современный мир дает нам возможность находить альтернативные источники получения информации, чтобы формировать самостоятельные суждения. В таких условиях сохранить доминирующие позиции большая буржуазная пресса может лишь благодаря своей репутации надежного, объективного и достоверного источника. Но эта репутация сегодня оказывается под вопросом вместе с позицией западных элит. А потеряв репутацию, они потеряют все.