Об этом заявил на открывшемся в Казани Всероссийском совещании руководителей региональных органов исполнительной власти в сфере образования глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов. При этом он отметил, что окончательные итоги ЕГЭ подводить пока рано - впереди вторая волна.
По словам министра, в этом году количество нарушений во время ЕГЭ было минимальным, и, соответственно, результаты экзамена наиболее полно отражают уровень подготовки выпускников школ. Отчасти этому способствовало и понижение порога, который в этом году был необходим для получения аттестата в школе.
- В прошлом году примерно 11 тысяч из более чем 700 тысяч школьников по всей России не превысили установленный пороговый балл по русскому языку, - напомнил Дмитрий Ливанов. - Если бы в этом году он остался прежним, то таких учащихся было бы около 30 тысяч человек. И количество тех, кто не получил аттестат, остался на второй год или не прошел аттестацию, составляло бы уже не полтора, а более сорока процентов.
Глава минобранауки РФ напомнил, что в настоящее время активно обсуждается вопрос о введении базового и профильного уровня в обязательных экзаменах, прежде всего - по русскому языку и математике.
- Базовый уровень может оцениваться по схеме "зачет-незачет" и будет достаточным для получения школьного аттестата, а профильный необходим для поступления на профильные специальности в вузах. После того, как эта система будет разработана, мы к ней перейдем. Однако вряд ли это произойдет в следующем году.
Дмитрий Ливанов напомнил также и о других предстоящих изменениях в системе ЕГЭ. В частности, о сочинении, которое придется писать выпускникам. По его словам, это будет своеобразная форма допуска к ЕГЭ. Возврат к сочинению обусловлен тем, что самостоятельная подготовка к нему способствует формированию у детей таких социально востребованных навыков и компетенций, как умение грамотно и логично излагать свою мысль в письменном виде, находить убедительные аргументы, отстаивать свои убеждения и прочее. Главное сформировать такую систему оценки сочинений, которая давала бы "объективно сопоставимый результат".
С рядом трудностей будет сопряжено и второе новшество, предполагающее создание портфолио каждого выпускника. С одной стороны, это возможность учесть все, в том числе и внеучебные образовательные достижения школьника. С другой - риск фальсификации результатов и жульничества.
- Поэтому внедрению портфолио будет предшествовать серьезная подготовительная работа, - заявил Дмитрий Ливанов. - Снизить риски, к примеру, можно будет за счет создания как на федеральном, так и на региональных уровнях реестра олимпиад, конкурсов, конференций, которые профессиональным сообществом признаны качественными. Необходимо обеспечить прозрачность и информационную открытость процедуры присвоения результатов для широкой общественности.
Кроме того, по словам главы минобрнауки РФ, предстоит модернизация государственной итоговой аттестации после 9-го класса (ГИА-9). Планируется привязать экзаменационные материалы ГИА-9 к стандартам основной школы, а результаты использовать в качестве вступительных экзаменов на программы среднего профессионального образования.