В РФ заниматься бизнесом достаточно выгодно. Не так, конечно, как лет десять назад, но выгодно. Снижение привлекательности страны с точки зрения прибыльности связано, к примеру, с тем, что цены на энергию в России уже почти сравнялись с мировыми. Повышение стоимости энергоресурсов уменьшило ту прибыль, которую получали или рассчитывали получить инвесторы.
С точки зрения комфортности ведения бизнеса у нас, к сожалению, не все в порядке. В России большая административная рента. Под комфортностью мы понимаем наличие или отсутствие административных и бюрократических барьеров. Это те барьеры при входе в бизнес и при его ведении, которые приходится преодолевать при помощи коррупционных схем. То есть если не давать взятку, то препятствие становится непреодолимым или растягивается во времени так, что реализация инвестиционного проекта становится бессмысленной. По оценкам экспертов, административная рента приводит к удорожанию инвестпроекта в торговле продуктами примерно на 15%, а в недвижимости уже на 25-30%.
Кроме того, есть бюрократические препоны, которые не требуют участия в коррупционных схемах, но все равно осложняют реализацию бизнес-проекта. Например, процедура регистрации фирмы. В Новой Зеландии для того, чтобы зарегистрировать предприятие, достаточно одного дня, у нас в среднем по регионам - 32 дня. Или, например, если в европейских странах на получение разрешения на строительство может уйти до 45 дней, то у нас 1,5-2 года. Естественно, это увеличивает период окупаемости инвестиционного проекта. Например, при возведении здания или комплекса два года может уйти на получение разрешения на строительство, еще два года на строительство - всего, стало быть, четыре. В то же время срок окупаемости проекта составляет еще восемь лет. Для российского бизнесмена 12 лет это много, для российского инвестора считается нормальным проект окупаемостью 7-9 лет. Сократить срок могло бы отсутствие административных барьеров и сокращение сроков, необходимых для получения разрешений.
Речь может идти об огромных потерях. К примеру, на инновационный проект взят кредит под 15% годовых. С 1 млрд руб. - это 150 млн только процентов. Одно дело, когда от получения документов до начала работы прошло 1,5 года. За это время банк получил в виде процентов 225 млн руб. Другое дело - вы два года оформляете документы, а потом два года строите. В банк будет заплачено процентами уже 600 млн. В этом случае никому даже взятка не давалась, а разница в затратах составила 375 млн. Если инвестор видит, что срок окупаемости в стране большой, он говорит: в этой стране менее выгодно инвестировать, в другой я все сделаю быстрее.
Для устранения административных барьеров, во-первых, необходима комплексная работа по сокращению сроков государственных процедур. Так как чиновники могут действовать вполне законно и не нарушать сроков, однако сами отведенные им сроки слишком велики. Во-вторых, если чиновник намеренно затягивает процедуру, у нас есть в УК статья 169 "Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности". Но по ней возбуждается в год на всю страну всего несколько уголовных дел.
В Московской области в городе Климовске возникла следующая ситуация: предприниматели построили многоквартирные дома, но никак не могли их подключить к сетям, потому что местные власти им длительное время в этом препятствовали. Они обратились в суд и выиграли. После этого местные власти должны были подключить бизнесменов, но вместо этого стали атаковать их через СМИ. Тогда компания обратилась к Уполномоченному по защите прав предпринимателей Борису Титову и в Центр общественных процедур "Бизнес против коррупции". В итоге за дело взялась прокуратура.
Понятно, что несколько дел в год не изменят ситуации. Но они создают некий прецедент для тех, кому еще только предстоит понять, что законом предусмотрено наказание за использование своего служебного положения для намеренного создания проблем бизнесу.
Что касается безопасности ведения бизнеса в России, то тут можно выделить два фактора. Первый - это личная безопасность граждан, то есть безопасность бизнесмена, его семьи. Ситуацию в России я бы назвал удовлетворительной. Если не брать отдельные сложные регионы, у нас дела с безопасностью граждан обстоят сравнительно неплохо. Есть страны, в которых дела обстоят намного хуже. Второй фактор связан с безопасностью самого бизнеса. И здесь достаточно много проблем. У нас еще встречаются рейдерские захваты компаний, недобросовестная конкуренция между предпринимателями, которые используют как законные, так и незаконные методы - выталкивание с рынка, воздействие с привлечением силовых структур. Это, конечно, влияет на предпочтения инвесторов. В этом направлении государство ведет большую работу, но пока ситуацию переломить не удалось. Во многом потому, что с нарушениями мы боремся усилением санкций в отношении предпринимателей. Вместо того чтобы упрощать ведение бизнеса, делать этот процесс более прозрачным, а за нарушения вводить больше штрафов вместо уголовного наказания.
При этом у российской системы есть плюсы, которые выгодно выделяют нас среди других стран. И мы можем делать на них ставку. К примеру, у нас достаточно низкий подоходный налог. Это всем известно. Поэтому, когда некоторые страны стали повышать этот налог, мы зафиксировали приток налогоплательщиков в Россию. На виду, конечно, оказались только известные персоны, но налогоплательщиков, выбравших российскую налоговую систему, было больше. Люди поняли, что у нас выгодно, и пришли к нам. Но подоходный налог - это налог, который платить легко и его бухгалтерское администрирование относительно несложно. Другие налоги у нас тоже конкурентоспособные, они не слишком высокие. Они могли бы тоже составить конкуренцию налогам других государств, если бы в России было упрощено их администрирование. Упростив отчетность, мы существенно улучшим привлекательность нашей налоговой системы.