Малый и средний бизнес, по признанию экспертов, испытывает самые большие сложности. Существующий уровень развития МСП, доля его присутствия в экономике страны не позволяют рассматривать его в качестве основы для комплексного развития какой-либо отрасли экономики. Основным препятствием выступает его низкая конкурентоспособность, связанная с устаревшими технологиями как производства, так и управления на большинстве предприятий МСП. Отсутствие либо недоступность эффективной модели ведения бизнеса также тормозит качественный и количественный рост.
Руководство страны давно осознало необходимость развития малого и среднего предпринимательства, президент даже поставил задачу увеличить долю МСП в ВВП к 2020 году до 60-70%, однако, несмотря на все федеральные программы, меры поддержки, субсидии и налоговые льготы, число людей, решивших открыть свое дело, остается крайне малым.
Возникает необходимость разработки новой модели привлечения экономически активного населения к реализации этих задач. В частности, представляется, что малый и средний бизнес мог бы активно участвовать в государственно-частном партнерстве. Сейчас государство привлекает к ГЧП в основном крупный бизнес, тогда как МСП обладает большим потенциалом в этой сфере. Для использования потенциала МСП целесообразно предусмотреть специальные правовые нормы. Одна из инициатив Ассоциации молодых предпринимателей России направлена как раз на разработку такого законодательного механизма. АМПР разработала концепцию "Госфранчайзинга" как инструмента государственно-частного партнерства для малого и среднего предпринимательства. Именно термин "франчайзинг" в приложении к общегосударственным стратегическим целям отражает суть идеи - внедрение в практику особого дополнительного инструмента ГЧП, ориентированного на малое и среднее предпринимательство.
Сегодня государство выступает в роли регулятора, контролера и заказчика для собственных нужд. Однако в условиях необходимости кардинального изменения и модернизации экономики власти всех уровней призваны выступить координаторами прорыва в развитии малого и среднего предпринимательства.
Согласно концепции "Госфранчайзинга" государство сможет выдавать заинтересованным лицам "франшизу" на открытие какого-либо бизнеса в конкретном регионе. Подобно коммерческой франшизе франчайзер (в нашем случае государство) передает частному лицу право на определенный вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Государство, используя инструмент, выступает в роли заказчика по созданию того или иного производственного предприятия в отдельно взятой отрасли промышленности, нуждающейся в возрождении или развитии в конкретном регионе.
По сути "Госфранчайзинг" представляет собой специальный правовой институт, особый вид государственного или муниципального контракта, предмет которого состоит в поручении государства или муниципалитета о создании физическим или юридическим лицом предприятия по производству товаров или услуг.
Мировой опыт показывает, что франчайзинг как менее рискованный метод ведения бизнеса идеален для создания новых предприятий. Согласно данным ТПП США, 97% франчайзинговых предприятий преодолевают пятилетний период и продолжают успешно работать в дальнейшем, в то время как в среднем около 60% нефранчайзинговых предприятий прекращают свою деятельность в тот же период. Наиболее распространенной причиной фиаско является неверная оценка успешности выбранного направления и бизнес-модели.
В модели "Госфранчайзинга" государству не обязательно и даже не нужно заниматься разработкой бизнес-планов и моделей, государство может выступить проводником передового опыта, заказчиком идей и решений. Внедрение модели должно создать множественный эффект. Основной целью применения "государственного франчайзинга" в среде малого и среднего бизнеса является создание условий роста в отраслях, наиболее важных в общегосударственном смысле, основной движущей силой которых могут являться преимущественно предприятия малого и среднего бизнеса. Государство, решая задачи импортозамещения, продовольственной безопасности, развития высокотехнологичной инновационной сферы, образования, медицины, сможет повсеместно и в массовом порядке катализировать рост предпринимательской активности именно там, где это стратегически необходимо. Органы местного самоуправления также смогут использовать соглашения в соответствии с планами генерального развития своих территорий.
Новая модель позволит увеличить долю малого и среднего предпринимательства в ВВП страны, усовершенствовать и увеличить эффективность системы поддержки МСП. Кроме того, повысится предпринимательская активность граждан. Мы предполагаем, что инициативу целесообразно реализовать, внося изменения и дополнения в федеральные законы "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ", "О концессионных соглашениях" и "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Необходимо создать нормативную базу, регламентирующую основания, условия и порядок применения "Госфранчайзинга" в рамках ГЧП. Было бы логичным создать несколько пилотных "госфранчайзинговых центров" в регионах.