Кейр Рейнднедж (Великобритания), Бразилия - для "Российской газеты"
Бразилия превратилась в обитель легендарного футбола. По всем вполне приемлемым показателям статистическим, визуальным и субъективным Кубок мира 2014 является самым притягательным и развлекательным для нынешнего поколения болельщиков.
Но это не значит, что он классифицируется как величайший. По- настоящему его величие будет присвоено или не присвоено через годы, когда мы посмотрим на этот Кубок сквозь призму его исторического значения. Пока же мы слишком влюблены в подвиги Неймара, Джулио Сезара, Кейлора Наваса, Арьена Роббена, Джеймса Родригеса, что не позволяет нам провести спокойный анализ. Однако сейчас чемпионат обрел такие драматические формы, в нем происходят такие неожиданные повороты, что каждый день и каждый новый матч приносит нам новые радости.
Я бы сказал, что начался карнавал футбола, который продолжается, несмотря на то, что матчи идут абсолютно безжалостные, что напряжение достигает такой точки, что кажется иногда, если футболист чего-то не сделает, то он погибнет, а на стадии вылетов вмешался еще один фактор - фактор страха, что перед тобой и твоей сборной закроется занавес большого привилегированного театра, где так хочется выступать. Всем видно, что сегодня происходит эволюция элитного футбола, что она продолжается и что если оглянуться назад, то мы увидим это со всей очевидностью. Так групповая стадия чемпионата принесла наивысший, начиная с 1970 года, урожай голов в каждой игре. С тех пор международное телевидение все больше и больше влюбляется в эту игру, которая приносит всем столько выгод. И для этого есть объяснимые причины. Это не просто случайность, вмешавшаяся в нашу спортивную историю, это не взрыв эмоций, произошедших на земле, где футбол боготворят.
Ну, во-первых, первым фактором в повышении интереса являются все же деньги, что не понравится, и это вполне естественно, любителям чистой игры. Но сейчас во всем спорте, не в одном футболе, произошел финансовый взрыв. Его модель была разработана в ФИФА тогдашним ее президентом бразильцем Жоао Авеланжем и владельцем империи "Адидас" Хорстом Дасслером в конце 1970-х. Плоды этого взрыва оказались наиболее выгодны именно для футбола, а не для какого-либо другого вида спорта. Из просто самого популярного спортивного развлечения на нашей планете он превратился и вырос в мировую доминирующую дисциплину. И это касается, конечно же, всего элитного футбола. Денежные вливания от трансляций Кубков мира, европейских первенств, Лиги чемпионов и национальных чемпионатов взлетели вверх. Их объемы увеличились, а рейтинги популярности возросли. Конечно же, как это бывает во всем нашем вполне реальном мире, некоторая часть деньжат попала окольными путями в не те карманы, что нужно. Но миллионы были потрачены на создание академий футбола в Европе, Африке, Южной Америке и Азии, где молодых и подающих надежды учили, образовывали и направляли в верном направлении на службу большого футбола. Падение железного занавеса, как и революция, открывшая границы для всех футболистов после "дела Босмана" в 1990-х, означали, что все лучшие футболисты мира могут смешаться теперь с европейским футболом. Так нет никакого сомнения, что африканские страны здорово выиграли от того, что их игроки получили доступ в Европу.
Самые сильные клубы, европейские, но не только они, получили возможность вкладывать большие средства в совершенствование системы физической подготовки, психологической поддержки и обеспечивать великолепное питание футболистам. Если мы обратимся к самым спортивным вершинам, не только футбольным, то разница между чемпионом и серебряным призером составляет какие-то жалкие сотые, не поддающиеся фактическому подсчету.
Усейн Болт - великий спринтер. Однако на Олимпийских играх в Лондоне два года назад он опередил на стометровке Йохана Блейка всего лишь на 12 сотых секунды. Точно так же обстоят дела и в футболе: Испания победила Голландию на финале Кубка мира - 2010, забив тот самый победный гол лишь после битвы, продолжавшейся 115 минут. Все команды, участвующие в бразильском шоу, показали определенный уровень физической подготовки, сфокусированности на игру, высокую технику и тактическое мастерство. И такого мастерства, которого автор этих строк, передававший свои репортажи с 12 предыдущих мировых первенств, начиная с 1966, никогда не видел. Это не отнесешь лишь за счет появления каких-то великих индивидуальностей. Не объяснишь некими волшебными трюками.
То, за чем сейчас наблюдает мир, является продуктом развития и тяжелой работы, которая коснулась всего футбольного мира. А игроки и команды, за которыми мы сейчас наблюдаем - лишь верхушка айсберга, который непрерывно развивается и улучшается. Быстрое совершенствование физической подготовки стало фундаментом для тактической эволюции. Заглянем в историю. Бразилия произвела революцию своей системой 4 - 2 - 4 и затем 4 -3 - 3 в 1958 и в 1962 годах. Англия продолжила совершенствование, показав на поле иную систему 4 - 4 - 2 в 1966. Эти системы работали потому, что они поощряли полное использование отличного уровня физической подготовки футболистов, игравших в ту пору. Но сейчас игра пошла еще дальше. В середине 80-х такие тренеры, как аргентинец Карлос Билардо поняли, что пришло время подавлять противников "заливая" центр поля пятью футболистами. Конечно же, у Билардо был в распоряжении Диего Марадона, который помогал выполнять этот замысел. Прошли годы, и уже Испания доминировала в центре поля, применяя иной метод: она постоянно владела мячом. Критики, смеясь, замечали, что они "запасовывали соперника до смерти". Но, сегодня та, прежняя тактика Испании ничего не приносит. Но она вошла в историю.
Прогресс в физической подготовке выразился в том, что в Бразилии в защите играет по пять футболистов. Но их действия построены таким образом, что эта пятерка может выдвинуться вперед и, собрав полузащитников, сжаться в кулак из семи-восьми игроков, которые будут контролировать мяч и идти в атаку.
Вот очевидная формула этого уравнения: финансовое развитие + физическое совершенствование + прогресс в тренерском деле + прогресс в тактике = Кубку мира-2014.
Мне кажется, что сейчас руководство ФИФА может перевести дыхание, вздохнуть с облегчением. Кубок мира снова завоевал спортивные вершины, приумножил популярность, обрел еще большую соревновательность и превратился в чемпионат, который превосходит по качеству Лигу европейских чемпионов. Этот Кубок мира также запомнится такими позитивными факторами, как фантастический интерес к нему со стороны СМИ, рекордным посещением матчей и удачнейшей продажей билетов.
Все это позитивно сказывается на облике ФИФА. Последние четыре года эта крупнейшая мировая федерация приковывала к себе международное внимание крупными заголовками, кричащими о коррупции, имевшей место в ФИФА на том или ином уровне. И эти проблемы не исчезли. Они снова появятся на поверхности, как только цирк закроется, свернет свои тенты и уедет из Рио-де-Жанейро. Но все же теперь на ФИФА будут смотреть более добрым взглядом, нежели тот, который на нее бросали до начала этого Кубка мира.
В заключении замечу, что благодарить за это надо не только Зеппа Блаттера и компанию, но, в основном, тренеров и футболистов из 32 стран. Даже таких, которые, как Россия и Англия, вернулись домой слишком рано, не достигнув ничего из того, чтобы им хотелось бы и на что были направлены их усилия.