01.07.2014 10:49
    Поделиться

    В Смоленской области рассчитывают перейти на бюджетные кредиты

    В Смоленской области рассчитывают на замену коммерческих кредитов бюджетными
    Правительству РФ поручено к 1 августа разработать ряд мер для снижения долговой нагрузки на региональные бюджеты. Если соответствующие механизмы будут разработаны, власти субъектов Федерации смогут сэкономить средства, которые сейчас идут на обслуживание государственного долга.

    Проблема актуальна для многих регионов ЦФО. Так, в мае специалисты Счетной палаты РФ представили отчет о ситуации в Смоленской области. Как сообщила на заседании коллегии СП аудитор Татьяна Мануйлова, с 1 января 2010-го по 2014-й госдолг здесь увеличился в 4,9 раза. Он рос быстрее, чем валовый региональный продукт, и в результате сложилась тенденция к снижению коэффициента общей платежеспособности, отражающего способность самостоятельного выполнения первоочередных и социально значимых расходных обязательств за счет бюджетных доходов. В 2013 году этот показатель составил 70 процентов, а объем заемных средств, привлекаемых в региональную казну, увеличился в 2,5 раза.

    По мнению Татьяны Мануйловой, рост долговых обязательств области совпал по времени с негативными тенденциями в экономике: рост индекса промышленного производства в 2012-м составил в Смоленской области 101,3 процента против 108,3 в 2010-м. Впрочем, вице-губернатор Игорь Скобелев убежден, что прямой связи между госдолгом и темпами экономики нет.

    - Нарастание государственного долга вызвано объективными обстоятельствами, - пояснил чиновник. - К их числу относится жесткое закрепление поступлений из ряда доходных источников за дорожным фондом, передача некоторых полномочий с муниципального уровня на региональный. В 2014 году, например, это зарплата персонала детских садов - 1,2 миллиарда рублей. Кроме того, ряд расходных обязательств - по здравоохранению, росту зарплаты бюджетников - увеличивается в темпах, не соответствующих актуальной ситуации в экономике. При этом финансовая помощь из федерального бюджета в 2014-м сократилась по сравнению с 2013-м. Прямого влияния на экономику этот процесс не оказывает. Впрочем, с увеличением социальной направленности бюджета Смоленской области объем инвестиционных расходов - капстроительство, ремонты - действительно снижается.

    По итогам аудита эффективности Счетная палата РФ рекомендовала региональным властям разработать основные направления долговой политики и комплекс мер, направленный на снижение темпов роста госдолга. Этой же проблеме было посвящено совещание президента с полпредами в федеральных округах, по итогам которого глава государства поручил правительству до 1 августа представить предложения о полном или частичном замещении банковских кредитов бюджетными и продлении срока возврата бюджетных кредитов, полученных регионами до 1 января 2014 года. Кабинету министров поручено представить предложения о введении дополнительных ограничений, препятствующих увеличению объема госдолга субъектов РФ, и разработке механизма снижения процентных ставок по банковским кредитам, предусматривающего, в частности, предоставление госгарантий в качестве их обеспечения. В Смоленской области эти новости встретили с оптимизмом.

    На обслуживание госдолга на Смоленщине затратят 900 миллионов рублей - эта сумма сравнима с объемом средств, направленных в АПК

    В последние два года администрации региона удалось привлечь немалый объем бюджетных кредитов, заместив ими часть полученных ранее банковских. В 2013 году госдолг региона составил примерно 20 миллиардов рублей, в том числе 10,7 - бюджетные кредиты, 6,3 - банковские.

    - Хочу отметить, что уже в 2013 году банки не выражали особой готовности кредитовать администрацию региона. Фактически мы работали только с одним банком, хотя раньше - с четырьмя-пятью, - отметил вице-губернатор Игорь Скобелев. - Снижение их активности, по моему мнению, объясняется тем, что мы стараемся получить деньги по невысокой ставке (сейчас это в среднем 8,8 процента годовых), к тому же используем средства в режиме открытой линии - когда это нам необходимо и в необходимых объемах. Возможно, такие условия кредитным учреждениям неинтересны. Таким образом, сотрудничество с коммерческими банками несет в себе определенный риск - однажды мы можем просто не найти такой, который согласится предоставить нам кредит.

    В этом году примерно такая ситуация уже произошла. Власти региона объявили аукцион на привлечение двух миллиардов рублей для погашения кассового разрыва, возникающего в связи с приближением отпусков учителей, и объявили начальную ставку в 8,1 процента годовых. Однако конкурс не состоялся из-за отсутствия участников. Возникновению серьезных финансовых проблем помешало решение правительства, разрешившегося регионам в такого рода случаях кредитоваться в федеральном казначействе. Смоленской области определен лимит в размере 2,1 миллиарда рублей, которые власти в случае необходимости могут получить, но должны возвратить в течение года. На размер госдолга региона эти средства не влияют, но ситуация хорошо иллюстрирует риск, кроющийся в сотрудничестве органов госвласти, нуждающихся в краткосрочных ссудах, с коммерческими банками.

    Игорь Скобелев считает, что если правительству удастся найти способ снизить процентные ставки по кредитам, получаемым субъектами Федерации в коммерческих банках с государственным участием, риск оказаться без необходимых средств снизится.

    - Что касается бюджетных кредитов, то они у нас трех видов, - сообщил вице-губернатор. - Около 200 миллионов рублей мы получили на строительство детских садов по ставке 3,4 процента годовых. Дорожные кредиты на общую сумму около двух миллиардов рублей взяли в рамках подготовки к 1150-летию Смоленска по ставке 2,3 процента. Основная же часть - примерно 8,5 миллиарда - была получена на погашение дефицита бюджета по ставке 3,2 процента. Эти цифры свидетельствуют о том, что бюджетные кредиты обходятся нам значительно дешевле, и если в правительстве найдут способ заместить ими полученные нами ранее банковские, объем средств, ежегодно выделяемый на обслуживание госдолга, заметно сократится. Это большие деньги: в 2014 году речь идет примерно о 900 миллионов рублей. Эта сумма сравнима с объемом средств, направленных на поддержку сельского хозяйства.

    Замещение банковских кредитов бюджетными, по мнению Игоря Скобелева, выгодно правительству еще и тем, что ими легче манипулировать. Например, их реструктуризация не снизит размер долга, но даст региону возможность тратить меньше средств на погашение основного долга. Такие прецеденты уже были. В свое время, например, из федерального бюджета регионам выделили так называемую "зерновую ссуду", и решением правительства ее погашение отложено до 2032 года.

    Поделиться