Напомним, преобразование МСУ, инициированное весной текущего года, подразумевает перераспределение полномочий: в российских городах вводится двухуровневая система местного самоуправления, позволяющая, по мнению законодателей, приблизить власть к народу.
Как подчеркнул уральский полпред Игорь Холманских, "преобразование органов местного самоуправления и перераспределение полномочий не самоцель". Он убежден, что модель реформы в каждом регионе, каждом муниципалитете должна быть понятна его жителям. С учетом региональных особенностей структура органов власти в муниципалитетах должна максимально учитывать территориальную специфику.
Исходя из того, что решение о проведении реформы оставили за региональными властями, сразу три уральские территории завили, что предпочитают оставить все как есть. "Не чини то, что работает" - гласит народная мудрость.
Так, председатель Курганской областной Думы Владимир Хабаров пояснил, что "в Зауралье предполагается закрепить существующий порядок формирования местных дум и избрания глав муниципалитетов".
"Что касается возможности создания внутригородских районов, то исходя из численности населения в Зауралье такое деление можно было бы ввести только в Кургане. Однако это представляется нецелесообразным, так как создание районов внутри города повлечет за собой увеличение численности депутатского корпуса, глав муниципалитетов как минимум в три раза. Это неизбежно приведет к увеличению расходов на их формирование и содержание, что рассматривается как неэффективные расходы в условиях дефицита городского бюджета", - обосновал глава Думы позицию курганских властей.
Сейчас Курганская дума и правительство области прорабатывают порядок решения вопросов перераспределения полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления.
Председатель Заксобрания ЯНАО Сергей Харючи полагает, что предлагаемые изменения способны "взбодрить" местную власть, но при этом уверен, что Ямалу что-либо менять нужды нет.
"Закон позволяет маневрировать, не навязывая ограничительных рамок и соблюдая основные принципы местного самоуправления, создает гибкие условия, характерные для одних и предпочтительные для других территорий. Так, сложившаяся на Ямале система местного самоуправления и система взаимодействия муниципалитетов с государственным уровнем управления оптимальна и не требует существенного изменения", - отметил Сергей Харючи.
Вводить на полуострове понятие "городской округ" с внутригородским делением не имеет смысла хотя бы из-за малой численности населения: самые крупные города Ямала - Новый Уренгой и Ноябрьск - едва насчитывают 100 тысяч жителей.
Аналогичная ситуация в ХМАО-Югре: руководство округа также считает организацию внутригородских районов излишней. Это приемлемо для городов, в которых проживает не менее полумиллиона человек, в то время как в крупных городах автономии, таких как Сургут и Нижневартовск, живет лишь по 300 тысяч человек.